Пентагон в скором времени обнародует новую стратегию по Арктике, где будут учтены изменившиеся реалии, заявил глава ведомства Ллойд Остин на слушаниях в сенатском комитете по ассигнованиям. Никакие подробности того, что будет в документе, не сообщаются.

Ранее помощник министра обороны США по вопросам Арктики Айрис Фергюсон заявила, что документ был разработан «в тесном сотрудничестве» с союзниками, в том числе со странами Северной Европы. А новыми реалиями, по словам Остина, являются глобальное потепление и вступление в НАТО Швеции и Финляндии.

Что Арктика может превратиться в новый центр конфликта с Россией, в Конгрессе США допустили еще осенью 2022-го. Кроме того, глава военного комитета НАТО адмирал Роб Бауэр говорил, что альянс обеспокоен целями Китая в регионе, учитывая продолжающееся сотрудничество с Россией. Хотя Арктика и станет горячей точкой «немедленно».

При этом у России самая протяженная береговая линия в Арктике, самая развития инфраструктура, как военная, так и гражданская, доступ к Северному морскому пути и, наконец, ледокольный флот России больше, чем у США, Канады, Финляндии, Дании и Китая вместе взятых.

— На что рассчитывают Штаты?

— Ценность Арктики в наши дни возросла многократно. Во-первых, это колоссальная кладовая природных богатств: здесь и полезные ископаемые, и рыбные ресурсы, и меховое сырьё. До появления технологий гидрогенизации растительных масел Арктика являлась ещё и главным поставщиком технического жира — основного продукта зверобойного промысла.

Во-вторых, это важнейшие логистические коридоры. И, наконец, именно через Арктику должны полететь межконтинентальные баллистические ракеты если, не дай Бог, будет принято решение об их применении.

— Что меняет потепление в Арктике для мира и для США, в частности?

— Прежде всего оно даст возможность для развития Северо-западного морского прохода: тот Севморпуть, который пролегает в полярных водах России, в мире называют Северо-восточным морским проходом.

Россия приступила к освоению Севморпути ещё в 1910-е годы экспедицией на ледоколах «Таймыр» и «Вайгач». Уже тогда было понятно, что это единственный не подконтрольный противнику маршрут переброски флота между Европейским и Тихоокеанским театрами военных действий.

Уже в 1933 году предпринимается чрезвычайно смелый, но вынужденный эксперимент по безледокольному прохождению Севморпути на пароходе «Челюскин». Не все представляют, что у СССР тогда насчитывалось всего десять ледоколов (это был самый крупный ледокольный флот мира!), из которых в Арктику можно было выставить не более четырёх в лучшем случае.

А для полноценной работы Севморпути требовалось шесть тяжёлых ледоколов класса «Красин» (это был единственный мощный ледокол того времени, остальные — значительно слабее) — по три на Западный и Восточный секторы.

Эксперимент показал, что отказаться от ледокольной проводки не удастся. И к 1941 году СССР построил почти все требуемые ледоколы.

Параллельно с этим развивалась береговая инфраструктура Севморпути: запасы углеводородов в Арктике тогда не были разведаны, единственным доступным энергоносителем являлся уголь. Поэтому возникала необходимость в регулярной бункеровке судов.

Эта же причина в виде необходимости автономности по бункеровке привела к тому, что атомный флот под торговым флагом оказался рентабельным только в России: западногерманский, японский и американский опыт создания гражданских атомоходов потерпел неудачу.

Северо-западный морской проход начали осваивать лишь в 1970-е годы: у США и Канады там до сих пор нет ни должной береговой инфраструктуры, ни населения, ни ледокольного флота. Тем не менее основать хотя бы вахтовые поселения реально уже в ближайшие годы.

— А расширение НАТО что-то меняет?

— Собственно в Арктике — ничего. Финляндия и Швеция, в отличие от Норвегии и Дании, не имеют своих морских владений в Северном Ледовитом океане.