Итак, Дональд Трамп побеждает. Второй раз в истории США, когда с перерывом в один срок, президент возвращается. Второй раз именно Трамп побеждает кандидата — женщину. В 2016 — Хиллари Клинтон, в 2024 — Камалу Харрис. И та, и другая — протеже влиятельного клана, на поверхности представленного Джо Байденом, Б. Обамой и чуть ранее Б. Клинтоном. Но важнее не персоны проигравших, а суть повернутой вспять тенденции. Выборы и 2020, и 2024 были битвой двух тенденций в эволюции США, разыгравшими не на шутку антагонизмами, глубоким заболеванием «глубинного государства». За каждой фигурой отчасти видны и по большей части скрываются жизненные интересы и ценности «делающих политику и экономику», а также — картинку — картину мира — лиц, структур и их коалиций. Если посмотреть на список спонсоров кампаний, то видно, что крупные корпорации играют более или менее в пользу обоих игроков. Если выстроить голливудских звезд в ряд, то поляризация предельна. Кто-то «топил» за своего избранника всем жаром своего таланта и популярности. Но сейчас важнее для оценки ситуации три момента.
Во-первых, это не только победа Трампа, но и покраснение Сената и Палаты представителей. Значит, американский избиратель фундаментально поддержал смену курса, точнее — его реанимацию: «Сделать Америку снова великой». В этом курсе есть несколько принципиальных аспектов. Главное — стягивание ключевых производственных мощностей и цепочек создания стоимости на территорию США. Трамп не успел довести эту политику до конца за 4 года первой легислатуры. В этом стягивании — суть его усилий по рывку к технологическому превосходству над всеми в мире. Независимо от фигур в Белом доме реальные правящие круги США давно осознали вектор и приоритеты глобальной конкуренции, эволюции баланса сил и давно намерены снова преуспеть. Все, что мешает достижению этой долгосрочной цели для Трампа — враг. Враг — бюрократизм. Враг — приводящие его в ярость фантастические перерасходы на инфраструктуру глобального влияния, давно ставшую синекурой. Здесь же и коррупция, вопиющий образец которой — махинации Хантера Байдена на Украине и вообще вся помощь режиму Зеленского. Враг — европейские иждивенцы, которые никак не выполнят директиву Трампа еще первого срока о большей «ответственности» за свою безопасность, то есть — надо раскошелиться, а не только уповать на заокеанского брата. Враг — антиизраильские силы. Если укреплению Америки стала мешать глобализация торговли, то надо ее прижать. В деглобализации были заинтересованы США, когда убедились, что рост доли торговли в мировом и американском ВВП не ведет к улучшению конкурентоспособности самих США. Отсюда — ставка на ослабление Китая, ставшего волею своего руководства, глобализации, ВТО и прочей либерализации, слишком большим внешнеторговым партнером США. И неважно, что он еще и прикупил на три триллиона долларов бумаг ФРС. Импорт из Китая вымывает американских производителей. Отсюда — все попытки вынудить Китай изменить валютную политику, поджать пошлинами и всевозможными нетарифными барьерами, военно-политическим прессингом по Тайваню, Филиппинам и т.д. Трамп в этом смысле последователен. Однако его победа все-таки не абсолютная. И отсюда второе наблюдение.
Америка покраснела, результаты Трамп объявил «впечатляющими», но раскол страны никуда не исчез. Наверное, Трамп возбудит расследование нарушений подсчета голосов в 2020. Вспомним слова, написанные им преемнику в записке на рабочем столе в Овальном кабинете, когда он его оставлял: «Джо, ты знаешь, я победил». Поскольку над Трампом нависают уголовные дела, а судебные кадры несут отпечаток назначений времен Байдена, именно этот рычаг задействуют оппоненты, чтобы компенсировать поражение. У оппонентов остается много своих козырей. Никто капитулировать не собирается. Камала завтра выступит с речью, которую, похоже, спичрайтеры не приготовили на случившийся сценарий провала. И надо ее подготовить психологически к новой роли «еще вице, но уже не президент». Метафора «гражданской войны», конечно, гротеск.
Расслоение штатов по политическим симпатиям сложилось давно, поэтому так велика роль штатов «колеблющихся». Вся жизнь большой страны не сводится к интригам на Капитолии и в Белом доме и квадратной миле вокруг него, в Пентагоне, Лэнгли или Уолл-стрите. Большая часть противостояния уйдет в тишь небоскребных кабинетов и прибрежных вилл. Волны от решений, принимаемых в этой тиши, ощутит весь мир. И предстоящие 4 года — последний шанс Трампа выполнить цели движения «МАГА»(«Make Amerika great again»), которое вознесло его снова на олимп власти США. Однако то, что ключевые вопросы будут решаться в «тиши», не значит, что до 20 января 2025 г. от триумфального шествия Трампа нет противоядия у его оппонентов. Сейчас происходит анализ ситуации, выбирается тактика действий буквально по дням. Еще не вечер, точнее — до 20 января еще нужно дожить.
И третье. Что Трамп для России? Вывод следует из его стратегии МАГА. Трамп будет форсированно строить новую Америку, более сильную технологически, экономически. Более прагматичную, менее пустозвонную, менее капризную в зависимости от переменчивой моды, более консервативную. Менее синюю, более красную. В истории отношений России и США бывали различные этапы, и военного, и экономического союзничества, и жесткого противостояния. Но скучно не будет. Как однажды ответил в 1990 году российскому государственному деятелю один из очень «умных руководителей капитализма» на вопрос «но вы же нас обманете?»: «Конечно. Но вы-то хоть трепыхайтесь».