Владимир Овчинский: Пентагон принимает сложные решения

В первый год президентства Дональда Трампа Военно-воздушные силы США определят новый путь ведения воздушных войн

Военно-воздушные силы США большую часть 2024 года пытались понять, как — и стоит ли вообще — приступать к разработке запланированного истребителя шестого поколения, известного как Next Generation Air Dominance (NGAD).

Но первоначальная предполагаемая стоимость NGAD — которая примерно в три раза превышала стоимость истребителя F-35 Joint Strike Fighter, или находилась в районе 250–300 миллионов долларов — сорвала планы ВВС продолжить работу. Этим летом служба приостановила запланированное заключение контракта по программе и начала пересмотр NGAD и ее стратегии превосходства в воздухе в целом, чтобы выяснить, есть ли способ достичь ее целей более доступным способом.

Первоначально ВВС намеревались принять решение по NGAD к концу 2024 года. Однако в декабре 2024 года, после победы избранного президента Трампа, ВВС объявили, что переложат этот выбор на плечи новой администрации.

Служба рассматривает усовершенствованный истребитель, который заменит F-22 Raptor, как критически важную часть способности ВВС вести будущую войну против Китая в Индо-Тихоокеанском регионе. Он будет частью семейства систем, включая автономные беспилотные ведомые, известные как совместные боевые самолеты, и будет оснащен усовершенствованным адаптивным двигателем, который может переключаться на идеальную конфигурацию для текущих условий полета.

Технологии и возможности, которые предлагают оба конкурента NGAD (предположительно, это будут Boeing и Lockheed Martin), «невероятны», заявил 7 декабря 2024 года начальник штаба ВВС генерал Дэйв Эллвин. Но прежде чем ВВС встанет на путь истинный, он сказал, что необходимо убедиться, что они движутся в правильном направлении.

«Мы собираемся пройти через дверь с односторонним движением», — сказал Оллвин на Национальном оборонном форуме имени Рейгана в Сими-Вэлли, Калифорния. «Прежде чем пройти через эту дверь с односторонним движением, мы посчитали благоразумным взглянуть на дугу угрозы, на то, как эта платформа NGAD интегрируется с остальными возможностями ВВС, и сможет ли этот интегрированный набор возможностей противостоять угрозе и превзойти ее».

Конгрессмен Роб Уиттман, республиканец от Вирджинии, председатель подкомитета по тактическим воздушным и сухопутным силам Палаты представителей по делам вооруженных сил, заявил, что ВВС имеют полное право задавать эти «трудные вопросы», прежде чем зайдут слишком далеко в вопросе NGAD, и дать новой администрации шанс наметить путь вперед.

По его словам, это поможет избежать создания платформы NGAD, которая не будет должным образом настроена на борьбу с угрозами, с которыми ей придется столкнуться в ближайшие годы.

«В прошлом случалось так: мы принимали решения по платформам, а операционализация этой возможности иногда не происходила годами», — сказал Уиттман. «К тому времени, как она операционализировалась, угроза менялась».

По словам Уиттмана, ВВС также размышляют над тем, как платформа NGAD будет работать с CCA и будущим заправщиком под названием NGAS (система дозаправки в воздухе следующего поколения).

После выборов советники Трампа Илон Маск и Вивек Рамасвами осудили идею строительства большего количества пилотируемых истребителей и заявили, что военным следует вместо этого сосредоточиться на беспилотниках.

Пилотируемые истребители будут необходимы военным в ближайшей перспективе, сказал Уиттман. Но в долгосрочной перспективе, сказал он, беспилотные платформы будут играть большую роль — особенно по мере быстрого развития технологий.

«Вопрос всегда будет заключаться в том, как этот переход произойдет?» — сказал Уиттман. «Мы не собираемся переходить от парка F-35, B-21, B-52 и F-15EX к завтрашнему дню, когда все будет беспилотным. … Переход полностью от пилотируемых к беспилотным, я думаю, еще в будущем. Но кривая обучения будет заключаться в том, как мы включим беспилотные самолеты».

Оллвин согласился, что беспилотники будут играть ключевую роль в будущих войнах, и он считает, что военным необходимо найти баланс между пилотируемыми и беспилотными платформами, такими как беспилотные летательные аппараты.

«Будущее действительно за наиболее эффективным взаимодействием человека и машины», — сказал Оллвин. «Можно довести идею беспилотников или беспилотной войны… до крайности, и если убрать человека из этого человеческого дела, которым является война, то это станет слишком легко сделать. Война — это всегда человеческое дело».

Гиперзвуковая противоракетная оборона США требует предсказуемого и устойчивого финансирования

21 ноября 2024 года российский президент Владимир Путин дал Западу ясное представление о своем стратегическом мышлении и намерениях. Используя ракету «Орешник» против Украины — оружие, которое Путин называет «гиперзвуковой» угрозой, — он не только продемонстрировал готовность использовать передовые части своего арсенала, но и беспрецедентные возможности, которые они представляют.

После этого Путин заявил, что это оружие неуязвимо к противоракетной обороне. Оставив в стороне вопрос о том, является ли это «истинным» гиперзвуковым оружием, его более широкий взгляд верен: на данный момент у США нет реальной защиты от гиперзвуковой угрозы.

Ранее в 2024 году Агентство по противоракетной обороне (MDA) было вынуждено принять неудачное решение относительно своей программы Glide Phase Interceptor (GPI), которая должна обеспечить первую защиту Америки от гиперзвуковых планирующих летательных аппаратов. Причины и последствия этого решения должны послужить предостережением как для следующего Конгресса, так и для будущей администрации, особенно если наша страна собирается взяться за серьезное оружие, которое сейчас находится в руках противников.

В прошлом MDA рекламировала свою приверженность собственным «лучшим практикам приобретения», которые включали «лети, прежде чем купить» и расширение корпоративной конкуренции вглубь процесса приобретения. Однако GPI приняла раннее решение о «снижении отбора», выбрав одного корпоративного подрядчика в качестве победителя программы и положив конец конкурсу.

Решение было принято на пять лет раньше, чем планировалось, даже до оценки Preliminary Design Reviews соревнующихся команд. Это очень необычно.

Генерал-лейтенант Хит Коллинз, директор MDA, описал это решение как «ориентированное на ресурсы». Это кодовое слово Пентагона, когда Министерству обороны США предоставляется произвольная верхняя строка бюджета — без изучения, анализа или всеобъемлющей стратегии — и затем оно вынуждено втиснуть все свои расходы в этот потолок. В интервью в декабре 2024 года Коллинз заявил: «Когда мы вступили в финансовый год 2025, Закон о фискальной ответственности… оказал давление на весь департамент, заставив его принять действительно жесткие решения по приоритетам и ресурсам».

Для GPI весьма вероятным последствием этого раннего решения о понижении приоритета является непредсказуемый поток финансирования программы. Это, в сочетании с относительной программной незрелостью и потенциальными проблемами разработки, вызывает беспокойство о том, когда боец ​​может ожидать возможности GPI в ​​своих руках. Как заявил Масао Дальгрен из Центра стратегических и международных исследований , «настолько раннее понижение приоритета в процессе разработки добавляет риск — если возникнут какие-либо задержки, не будет конкурирующей конструкции для выбора».

Помните, у GPI нет предшественника. Он представляет собой первый и единственный перехватчик, задуманный и разработанный специально для противодействия российским и китайским гиперзвуковым планирующим аппаратам. Как и «Орешник», это оружие уже введено в эксплуатацию, и тем не менее у США в настоящее время все еще нет реалистичной гиперзвуковой обороны.

GPI не будет работать в вакууме, а потребует наличия космических возможностей зондирования и отслеживания для обнаружения и отслеживания гиперзвукового оружия, а затем подачи сигнала GPI на перехват и уничтожение оружия. Из-за физики, связанной с поставленной задачей, Коллинз подчеркнул необходимость наличия возможностей орбитального обнаружения и отслеживания для подачи сигнала GPI, «поэтому вместо того, чтобы смотреть вверх, чтобы найти гиперзвук, вы действительно хотите быть высоко, глядя вниз, чтобы отслеживать гиперзвук».

Эти усилия в настоящее время представлены возможностями спутников Hypersonic and Ballistic Tracking Space Sensor (HBTSS), два из которых были выведены на орбиту в феврале 2024 года. Чтобы обеспечить полную и окончательную совместимость между перехватчиком и системой зондирования и слежения, эти возможности должны разрабатываться параллельно, чтобы информировать о конструкции и окончательной конфигурации обоих.

В Законе о национальной обороне 2024 года Конгресс постановил, что начальный оперативный потенциал для борьбы с гиперзвуковыми ракетами на начальном этапе, на конечном этапе, должен быть обеспечен к 2029 году. Это временное решение является разумным, но эта первоначальная элементарная система — метко названная «заполнителем пробелов» — не должна конкурировать за бюджет с полностью работоспособным аппаратом GPI, который потребуется к 2032 году. Важнейшее значение имеют два отдельных и достаточных потока финансирования.

Еще в апреле 2023 года конгрессмен Дуг Лэмборн, председатель подкомитета по стратегическим силам Палаты представителей, говорил о важности этих программ, когда сказал: «Учитывая быстрые темпы, с которыми наши противники разрабатывают и выставляют на вооружение гиперзвуковые системы, я с нетерпением жду идей от Министерства обороны о том, как сместить HBTSS и GPI влево». Хотя это может быть уже невозможно, учитывая финансовые реалии, навязанные MDA, настроения Лэмборна, безусловно, описывают абсолютную необходимость не допустить, чтобы обе программы зачахли.

Новая администрация Трампа уже дала понять о своем желании пересмотреть приоритеты противоракетной обороны так, как этого не сделала нынешняя администрация Байдена. Конгресс должен объединить усилия с новой администрацией и вдохнуть новую жизнь в противоракетную оборону страны и передовые американские активы, обеспечив стабильный и предсказуемый поток финансирования для GPI. Бюджет должен быть достаточным для разработки и тестирования и быть достаточно устойчивым, чтобы выдержать неизбежные трудности, с которыми столкнется любая новая программа.

Достаточное финансирование является ключом к обеспечению графика приобретения, позволяющего вывести на рынок полностью работоспособный GPI к 2032 году. Ставки действительно очень высоки.

Космические силы США планируют создать новое «Командование будущего» на фоне давления, требующего ускорения модернизации

Генерал Ченс Зальцман, главный офицер Космических сил, 17 декабря 2024 года объявил, что в начале 2025 года в вооруженных силах будет создано новое Командование будущего. Этот шаг призван дать новому подразделению вооруженных сил больше аналитической огневой мощи для обоснования своих программ и расходов.

Выступая в Центре стратегических и международных исследований (CSIS), Зальцман сказал, что новое командование поможет предоставить «набор данных, который мы затем сможем использовать в бюджетных битвах» — важнейшая возможность, поскольку Космические силы сталкиваются с растущим вниманием Конгресса в отношении скорости их приобретения и стратегической направленности.

17 декабря 2024 года Центр стратегических и международных исследований (CSIS) провел мероприятие, посвященное пятой годовщине Космических сил.

Зальцман и другие официальные лица на мероприятии подчеркнули растущую обеспокоенность по поводу стремительного развития космических возможностей Китая, которые включают в себя все: от оружия, уничтожающего спутники, до новых систем связи, которые могут дать Пекину преимущество в будущих конфликтах.

Командование будущего расширит работу, которую в настоящее время проводит Центр анализа космических боев (SWAC), добавив новые организации, занимающиеся анализом угроз и планированием возможностей, чтобы определить, какие силы и системы необходимы Космическим силам для противодействия новым вызовам.

В новом командовании также будет создана специальная группа по проведению военных игр, которая будет тестировать потенциальные технологии с помощью настольных учений и учебных кампаний, а также проводить проверку требований, чтобы гарантировать, что новые программы имеют строгую аналитическую поддержку.

Выступая в декабре 2024 года на конференции Spacepower в Орландо, штат Флорида, Келли Хэмметт, возглавляющая Управление оперативных возможностей Космических сил, предположила, что Командование будущего могло бы помочь оптимизировать обработку службой запросов от региональных военных командований, создав «приоритетный набор требований» вместо того, чтобы пытаться совмещать конкурирующие требования.

Генерал-лейтенант Шон Браттон, заместитель начальника космических операций по стратегии, планам и программам, сообщил журналистам на конференции Spacepower, что план состоит в том, чтобы назначить двухзвездного командира и начать процесс базирования для выбора места расположения штаб-квартиры. В настоящее время SWAC базируется в Колорадо-Спрингс.

Хотя Зальцман впервые обнародовал планы по созданию Командования будущего в феврале 2024 года, решение перенести его создание на начало 2025 года, по-видимому, было принято с целью предоставить новой администрации возможность участвовать в формировании структуры и приоритетов новой организации.

Конгресс США проводит проверку

Несмотря на то, что Космические силы предпринимают усилия по укреплению своих возможностей планирования, они подвергаются резкой критике со стороны Капитолийского холма из-за темпов развития своих технологий.

«Мы больше не можем позволить себе ждать восемь или более лет, чтобы разработать требования, и проводить длительные конкурсные процессы», — заявил на мероприятии CSIS представитель Майк Роджерс (республиканец, Алабама), председатель Комитета по вооруженным силам Палаты представителей. «Мы также не можем позволить себе эти бесконечные контракты на разработку с учетом издержек».

Роджерс, ключевая фигура надзора за военными космическими программами, настаивал на том, чтобы Космические силы развивали больше экспертов по приобретению и технологиям, а не сосредотачивались в первую очередь на операторах. «В конце концов, чем будут управлять эти операторы, если приобретатели не будут приобретать?» — отметил он.

Космические силы США пытаются быстрее перейти к использованию возможностей противокосмического оружия

В то время как Космические силы работают над устранением возможностей противника, которые угрожают военным спутникам США на орбите, уходящий министр ВВС Фрэнк Кендалл предупреждает, что службе необходимо разрабатывать и внедрять технологии более быстрыми темпами.

«Я думаю, что нам следует двигаться быстрее в контрпространстве. Нам нужно защитить объединенные силы от нацеливания и зондирования, которые сейчас применяет, в частности, Китай», — сказал Кендалл 19 декабря во время вебинара, организованного Институтом Митчелла. «И нам нужны более эффективные и действенные способы отправки одного перехватчика против одного спутника».

Противокосмическое оружие — это возможности, способные вывести из строя, уничтожить или нарушить космические возможности с помощью физических, электронных или киберсредств. Хотя США держат подробности о типах противокосмического оружия, которые они разрабатывают или развертывают, за закрытыми дверями, Министерство обороны регулярно поднимает тревогу по поводу возможностей противника — например, работы Китая над противоспутниковым (ASAT) оружием.

Кендалл признал, что Министерство ВВС проделало значительную работу по выявлению путей решения проблем, создаваемых возможностями противника по противокосмическому противодействию, но предупредил, что предстоит сделать гораздо больше.

В своем бюджетном запросе на 2025 финансовый год Космические силы выделили 37,4 млн долларов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по меньшей мере на две противокосмические системы. Первая — это наступательная система Counter Communications System, мобильное устройство радиоэлектронной борьбы, способное блокировать сигналы спутниковой связи противника. Вторая — оборонительная система Bounty Hunter, которая будет геолоцировать спутниковую связь и обнаруживать электромагнитные помехи на радиочастотах от союзников и противников.

Готовясь покинуть пост министра ВВС, Кендалл заявил, что за последние четыре года был достигнут «очень хороший прогресс» в инициировании разработки и внедрения других космических возможностей.

«Мы в значительной степени перешли к более устойчивым архитектурам, распределенным коммуникациям и распределенному предупреждению о ракетном нападении», — сказал он. «Мы смотрим на зондирование, мы смотрим на возможность указания движущихся на земле целей двигаться туда».

С приходом в Пентагон новой администрации и нового руководства после вступления в должность избранного президента Дональда Трампа в январе 2025 года Кендалл подчеркнул важность приоритетного развития ключевых космических возможностей, включая спутниковую связь, зондирование, нацеливание и предупреждение о ракетном нападении.

Дозаправка и маневрирование спутников на орбите имеют ключевое значение для национальной безопасности США

Китай и Россия продемонстрировали противоспутниковые ракеты, способные уничтожать спутники в космосе. Каждый из них также разработал различные наступательные возможности, которые могут временно или навсегда нарушить работу американских спутников на орбите.

В ответ Космические силы США инвестируют в повышение устойчивости, увеличивая число меньших и менее дорогостоящих спутников для связи и предупреждения о ракетном нападении. Но устойчивость может сделать системы более выживаемыми; она не может сама по себе сдерживать конфликт.

Поскольку орбиты предсказуемы, спутники относительно легко атаковать. Способность маневрировать может смягчить этот риск, но это представляет собой другую проблему: маневр требует топлива, а топливо на космических кораблях ограничено, поскольку каждая дополнительная унция имеет свою цену. Стоимость запуска означает, что размер и вес являются существенными ограничивающими факторами для любого космического корабля. В результате современные спутники несут только ограниченный запас топлива. Современные спутники также не предназначены для дозаправки. Как только они истощают свой первоначальный запас, они практически мертвы.

Это ненужный конструктивный недостаток, который следует устранить во всех будущих спутниках. Требование, чтобы спутники поддерживали дозаправку и разработку космических аппаратов-заправщиков и коммерческих поставщиков услуг по доставке топлива, может продлить срок службы и произвести революцию в способе эксплуатации спутников.

Возможность дозаправки на орбите позволит операторам спутников «маневрировать без сожалений», чтобы избежать потенциального конфликта со спутниками противника и, при необходимости, держать вражеские космические корабли под угрозой.

Руководители Космических сил США и Космического командования США с нетерпением ждут этой возможности. Глава Космического командования США генерал Стивен Уайтинг утверждает, что «пришло время перенести динамические операции, орбитальную логистику и инфраструктуру в космическую сферу».

Невозможность дозаправки спутников на орбите серьезно ограничивает эксплуатационную гибкость и усиливает противников. Это заставляет операторов выбирать между тем, чтобы подвергать спутники риску в игре в орбитальные кошки-мышки или сокращать срок их службы каждый раз, когда они расходуют драгоценное топливо.

Спутники должны летать «до тех пор, пока не будут завершены миссии, а не пока не закончится топливо, с которым мы их запустили», — отмечает глава Космического командования США генерал Стивен Уайтинг.

Однако до сих пор призыв Уайтинга остается без ответа, в то время как Китай уже приступил к разработке собственного аппарата для дозаправки спутников и проведению широкомасштабных спутниковых маневров.

Генерал-лейтенант Дуглас А. Шисс, командующий Космическими войсками, ключевым оперативным командованием, говорит, что ему нужны космические корабли, способные «вести воздушные бои в космосе».

Космические силы запросили 16 миллионов долларов на пять лет на исследование обслуживания и дозаправки на орбите. Это начало, но этого слишком мало для достижения необходимых результатов в установленные сроки. Необходимо инвестировать больше, чтобы обеспечить возможность изменений в установленные сроки.

Надежные инвестиции в размере 200 миллионов долларов в год в течение трех лет могут вывести Космические силы США на путь разработки первоначальной оперативной возможности дозаправки и поддержания спутников, что создаст условия для изменения правил игры в космической конкуренции. Это является стратегическим императивом.

Космические силы уже определили «стандарт предпочтительного интерфейса дозаправки», но пока не потребовали, чтобы все будущие спутники были спроектированы для будущей дозаправки. Однако без инвестиций коммерческая индустрия никогда не разовьется для выполнения такого рода работ.

Инвестирование в возможности дозаправки на орбите направлено на сохранение стратегического преимущества Америки в космосе. Как на суше, так и на море, поговорка о том, что «любители говорят о тактике, а профессионалы говорят о логистике», применима и в космосе. На протяжении десятилетий Соединенные Штаты наращивали логистические преимущества в воздухе, на море и на земле. Способность обслуживать и поддерживать оборудование была одним из важнейших факторов повышения боевой мощи. Пентагон решил следовать этому сценарию и в космосе.

США устраняют недостатки в организации и оснащении для предстоящих электромагнитных войн в космосе

Космические возможности, такие как GPS и спутниковая связь, жизненно важны для современных боевых действий, и они также наиболее легко поддаются атакам через электромагнитный спектр посредством глушения или подмены радиопередач, которые обеспечивают их командование и управление. Однако усилия Министерства обороны США по электромагнитной войне в космосе сдерживаются плохой координацией и отсутствием коммуникации между заинтересованными сторонами, говорят эксперты.

Дэвид Зурн, руководитель испытательной инженерии в Georgia Tech Research Institute, работал над программами электромагнитной войны (EW) в течение десятилетия или более. Во время панельной дискуссии на симпозиуме Association of Old Crows в декабре 2024 года он предупредил об уязвимости Пентагона, когда речь заходит о том, что он называет «противодействием EW».

«День без космоса — это фактически день без военных действий 21-го века», — сказал Зурн. «Однако космос полностью зависит от надежных данных в своих каналах телеметрии, слежения и управления», радиопередачах, которые позволяют наземным станциям связываться со спутниками на орбите и управлять ими.

Спутники, как правило, не способны работать автономно, отметил Зурн. «Нам нужны каналы TT&C для управления этими транспортными средствами, и данные, которые мы получаем от них для наблюдения или связи, имеют решающее значение. Если эти каналы передачи данных будут отключены, мы не получим эту информацию и не сможем общаться между силами», — сказал он. Но их можно легко заглушить.

Конфликт на Украине «явно является ярким примером этого. Мы увидели значительное использование глушения, как против коммерческих, так и против военных космических объектов на Украине. Поэтому мы увидели, что противодействие РЭБ в космосе станет нормой… в будущих конфликтах», — добавил он.

Проблема становится вдвойне актуальной, поскольку барьеры для проникновения в космос средств РЭБ сравнительно низкие: «Ящик Пандоры там открыт, и я не думаю, что он закроется», — сказал он.

«Устойчивость к космической РЭБ должна быть критически важным приоритетом Министерства обороны. Я не думаю, что это основано на том, что я видел с точки зрения инвестиций и приобретения», — заключил Цурн.

По словам Джареда Дакворта, бывшего офицера РЭБ ВМС США, который сейчас работает в Joint Electro-Magnetic Spectrum Operations (JEMSO) в качестве подрядчика для корпорации MITRE, еще одной проблемой, сдерживающей устойчивость, являются сбои в коммуникации между заинтересованными сторонами. JEMSO охватывает как глушение (наступательное РЭБ), так и противодействие глушению (оборонительное РЭБ) и деятельность по управлению спектром.

«Когда мы начинаем говорить о JEMSO, особенно об операциях EMS в космосе, это настолько разнообразно, настолько сложно, настолько огромно, что у каждого из нас будет своя точка зрения», — сказал он во время панельной дискуссии. «Это не значит, что кто-то неправ, но мы должны понимать общую картину».

В этой связи Дакворт сравнил космическую РЭБ со слоном из притчи о трех слепых, каждый из которых касается разной части животного. «Каждый из них предлагает свою точку зрения на то, что такое слон», — отметил он.

В последующем интервью журналу Air & Space Forces Magazine Дакворт отметил, что организационная картина в Министерстве обороны «немного запутана», когда речь идет о РЭБ в космосе:

Стратегическое командование США является исполнительным органом, ответственным за JEMSO, а также владельцем требований и представителем пользователей разрабатываемых инструментов.

Другие боевые командования фактически выполняют операции JEMSO.

В частности, в космосе Космическое командование США проводит операции JEMSO, в то время как Космические силы и их подразделения по закупкам, такие как Командование космических систем и Агентство по развитию космического пространства, закупают инструменты.

«В любой крупной организации, такой как Министерство обороны, всегда очень сложно обеспечить, чтобы все имели полную картину происходящего», — сказал Дакворт.

В качестве примера он указал, что борьба с атаками EW на нисходящие каналы спутниковой связи является ответственностью конечного пользователя — какой бы боевой отряд ни находился в нижней части нисходящего канала, который глушит. Но атаки на восходящие каналы, созданные этими конечными пользователями, являются ответственностью SPACECOM, который также несет ответственность за любые атаки на каналы TT&C в любом направлении.

«Поэтому у вас всегда есть этот толчок и тяга этих огромных организаций, которые движутся в разных направлениях и имеют разные ресурсы, и между ними много совпадений», — сказал он. «Выяснение того, кто несет какую ответственность, каков процесс и какая информация всем нужна… — вот где все начинают садиться за стол переговоров, чтобы работать вместе».

Добавьте к этому тот факт, что все эти организации и концепции все еще находятся в зачаточном состоянии, и это сложный рецепт, сказал он. Космические силы были введены в эксплуатацию почти пять лет назад, а подразделение JEMSO Европейского командования США достигло начальной оперативной готовности в марте 2019 года.

«Все эти сообщества только что поднялись за последние пять или шесть лет. … Так что мы все еще учимся ролям и обязанностям», — отметил Дакворт. «С оперативной точки зрения, я бы сказал, что коммуникация впечатляет. Происходит много диалогов».

Но сторона разработки/приобретения не так впечатляет. «Критическим моментом является то, чтобы заставить многих технических специалистов по приобретению высказаться, определить роли, обязанности, процессы и понять, кто на самом деле должен нести ответственность за ту или иную часть», — сказал он.

Генерал-майор Стив «Баки» Бутоу, глава космического отдела Подразделения оборонных инноваций, рассказал журналу Air & Space Forces Magazine, что отчасти проблема заключается в сквозном характере операций в области спектра.

«Мне повезло», — сказал он, объяснив, что «космос — это четко определенная вертикаль в Министерстве обороны. Есть Космические силы, которые работают в космической сфере, и поэтому мое портфолио хорошо с этим связано».

Напротив, по его словам, технологические портфели могут охватывать вертикали всех доменов и «требовать гораздо больше поддержки и гораздо больше участия».

«Радиоэлектронная борьба — это одна из таких горизонталей, и так было всегда», — добавил он. «Одной из областей, в которой нам нужно внедрять инновации, является политика».

Политические проблемы особенно серьезны, добавил Дакворт, из-за относительно низких барьеров для входа в РЭБ, даже в космосе. Сигналы GPS можно заглушить, а гражданские сигналы подделать с помощью дешевого, легкодоступного оборудования.

«Для ведения РЭБ в космосе не нужны никакие возможности запуска космических аппаратов, и не нужно очень хорошо разбираться в космической сфере из-за распространения коммерческого готового оборудования», — сказал он.

В результате этого небольшие страны, которые обычно не считаются космическими державами или даже негосударственными субъектами, могут использовать средства РЭБ в «ситуации типа «Давида и Голиафа»», — сказал Дакворт.

Командование космических операций США готовится к запуску нового инструмента для информирования о совместном использовании доменов

Руководитель Командования космических операций США надеется, что Космические силы смогут достичь своей цели и создать платформу управления и контроля, которая позволит операторам видеть общую картину обстановки к концу 2025 года.

Программное обеспечение для этой базовой возможности, известное как Расширенная система анализа слежения и запуска (ATLAS), разрабатывается компанией L3Harris и находится на завершающей стадии тестирования.

Генерал-лейтенант Дэвид Миллер, возглавляющий Командование космических операций, сообщил журналистам, что, хотя он понимает, что создание этой системы — это «большая задача», наличие единой платформы, которую подразделения могут использовать для обучения, планирования и ведения боевых действий, является для него одним из главных приоритетов.

«Вот где я хотел бы оказаться в 2025 году», — сказал он журналистам в начале декабря 2024 года на конференции Spacepower в Орландо, Флорида.

ATLAS предоставит базовое программное обеспечение для более широкой программы модернизации, известной как Space Command and Control. Его возможности анализа и обработки данных позволят Космическим силам вывести из эксплуатации свой Центр космических оборонных операций 1970-х годов, известный как SPADOC. Система управляет парком радаров и датчиков Космических сил, которые отслеживают объекты в космосе.

Его замена сможет объединять данные из различных систем, предоставляя операторам более целостное представление о том, что происходит на орбите.

Операционный переход между двумя системами должен был произойти в 2022 году, но был отложен в основном из-за проблем с интеграцией программного обеспечения между L3Harris и Командованием космических систем, которое выступает в качестве основного интегратора программы.

Чарльз Кларксон, вице-президент и генеральный менеджер подразделения превосходства в космосе и визуализации в L3Harris, рассказал Defense News (23.12.2024), что правительственно-промышленная команда «нашла ритм» за последние 18 месяцев. По состоянию на ноябрь L3Harris поставила 95% необходимого для ATLAS программного обеспечения и рассчитывает завершить остальное в первом квартале 2025 года.

«Сейчас мы сосредоточены на завершении программного обеспечения, а затем, по мере того, как мы приближаемся к реальности, мы получаем все больше и больше участия от сообщества операционистов», — сказал он в интервью. «Затем мы получаем более пристальное внимание, которое мы, безусловно, приветствуем, так что мы можем как бы находить ошибки на ранних стадиях и устранять их. И все идет хорошо».

После завершения испытаний и поставки минимально жизнеспособного продукта ATLAS программа перейдет в фазу опытной эксплуатации, которая должна завершиться в 2025 году.

Кларксон отметил, что поскольку тестирование в основном завершено, а операторы уже начали получать доступ к системе, оставшиеся риски перехода носят не столько технический характер, сколько касаются помощи пользователям в переходе на новую платформу.

«Это знакомит людей с новой системой, обучает их», — сказал он. «Они будут выполнять свою работу иначе, чем раньше. Поэтому одним из главных направлений, на которых мы будем фокусироваться в течение следующих двух кварталов, является обучение».

Между тем, Миллер сказал, что его команда в Командовании космических операций работает над тем, чтобы к моменту готовности ATLAS у них был набор приложений для осведомленности о космической сфере, готовых к интеграции в платформу.

В партнерстве с разведывательным сообществом, коммерческими фирмами и другими подразделениями Космических сил командование экспериментирует с потенциальными инструментами, полученными из существующего программного обеспечения.

Он не стал раскрывать подробности заявок, но сообщил, что рассчитывает подать несколько из них в 2025 году.

«Я хочу сказать, что мне интересно поддерживать осведомленность обо всем, что находится на орбите и представляет риск для операций, безопасности, близости операций или позволяет отслеживать потенциальные угрозы», — сказал Миллер.

Пентагон сосредоточен на использовании возможностей прототипирования

На современных полях сражений потребность в гибкости и быстроте в разработке и развертывании возможностей становится все более очевидной.

В то же время обсуждения текущего процесса закупок в сфере обороны часто вызывают сожаления бюрократические, несогласованные механизмы, которые слишком часто приводят к краху и не успевают за технологическими инновациями.

Прототипирование — как способ моделирования и оценки технологий и идей — обладает огромным потенциалом для решения этих точек замедления. Однако для того, чтобы максимизировать его влияние, Министерство обороны США, Конгресс и промышленность ищут общую почву в отношении того, что представляет собой успешная инициатива прототипирования и как следует поддерживать эту деятельность.

Для оценки этих проблем Институт новых технологий Национальной оборонно-промышленной ассоциации и Центр государственных контрактов имени Барони при Университете Джорджа Мейсона провели исследование, результаты которого будут опубликованы в феврале 2025 года. В нем рассматриваются способы смягчения проблем, связанных с прототипированием, а также более эффективного определения, измерения и использования мероприятий по прототипированию.

В отчете говорится, что прототипирование предлагает значительный набор преимуществ, выходящих за рамки наиболее часто признаваемых. Помимо быстрого обучения и перехода технологий к программе регистрации, прототипирование может обеспечить универсальные преимущества за счет улучшения существующих систем вооружения и устранения проблем с совместимостью перед использованием.

Не менее важен потенциал прототипирования для подготовки кадров нового поколения и повышения общей производственной мощности оборонной промышленности за счет предоставления ценного опыта конструкторам, инженерам и бойцам, испытывающим прототипы.

Однако для того, чтобы в полной мере воспользоваться этими преимуществами, необходимо решить ряд проблемных вопросов в экосистеме прототипирования, связанных с инфраструктурой и ресурсами.

В отчете излагается несколько рекомендаций по достижению этой цели, в том числе: разрешение противоречивых определений; измерение успеха и оценка результатов для моделирования успешных организаций; использование всего спектра уровней технологической готовности; согласование усилий заинтересованных сторон; сбор и распространение знаний; внедрение передовых методов прототипирования, представленных в отчете.

Одна из таких проблем прототипирования заключается в несоответствиях в определении и, как следствие, в концептуализации прототипирования. В отчете установлено, что выданные определения из Руководства по прототипированию Министерства обороны и федерального закона были сосредоточены на создании моделей, чтобы, соответственно, «информировать о его осуществимости» и продемонстрировать «эксплуатационную полезность».

Что касается промышленности, то опросы и интервью с представителями показали, что она участвует в создании прототипов чаще всего в качестве доказательства концепции, модели или процесса, либо в качестве проектирования, разработки или демонстрации эксплуатационной полезности.

Чтобы смягчить этот конфликт, Министерство обороны США планирует обновить свое определение прототипирования, включив в него фокус на пути к производству. Сделав это, оно сможет лучше соответствовать требованиям заказчика и конечного пользователя и предоставить более четкие цели и результаты для деятельности по прототипированию.

Несоответствия между определениями прототипирования в министерстве, Конгрессе и промышленности также приводят к двусмысленности в том, что представляет собой успешная деятельность по прототипированию. В то время как определение Министерства обороны предполагает быстрое обучение и быстрые неудачи как меры успеха, опрошенные лидеры промышленности определили успешное прототипирование как переход к программе записи и интеграции в существующую систему.

Это несоответствие только усугубляется ограниченным объемом отчетов и документации, предоставляемых программами прототипирования по метрикам оценки и темпам перехода. Без мер успеха и доступной отчетности оценка результатов прототипирования становится более сложной.

Таким образом, Пентагон намерен разработать четкие критерии для успешных усилий по прототипированию и потребовать от организаций, участвующих в прототипировании, от сервисных лабораторий и государственных учреждений до финансируемых из федерального бюджета научно-исследовательских и опытно-конструкторских центров и исследовательских центров, связанных с университетами, сообщать об этих показателях успеха. В частности, Конгресс должен установить общедоступные требования к отчетности, аналогичные тем, которые требуются для испытаний и закупок.

Создание прототипов также сдерживается распределением ресурсов, поскольку финансирование науки и технологий сократилось на треть в общем оборонном бюджете с 2005 года, а затраты труда и ресурсов на создание прототипов зачастую могут быть значительными.

Те, кто занимается прототипированием, должны рассмотреть возможность внедрения обновленного набора лучших практик. Многие из них сосредоточены на оптимизации распределения ресурсов — путем выделения совместных ресурсов, разработки требований, которые оценивают как устаревшие требования, так и операционные потребности, и охвата цифрового приобретения и проектирования на протяжении всего жизненного цикла проекта — и на поддержке сбора и обмена знаниями — путем создания структур отчетности, реализации открытых проектов и итеративного прототипирования.

В совокупности эти рекомендации формируют видение прототипирования, которое использует преимущества полномочий по приобретению, доступных посредством всестороннего согласования интересов заинтересованных сторон и лучших привычек, а это означает, что вся проделанная работа будет использована в полной мере.

Центр Барони и ETI продолжат изучать эти вопросы в предстоящем отчете и на симпозиуме, чтобы обсудить ценность прототипирования. Совместное мероприятие состоится 28 февраля 2025 года в кампусе Мейсон-сквер Университета Джорджа Мейсона в Арлингтоне, штат Вирджиния. Повестка дня будет включать панельные дискуссии о состоянии прототипирования, проблемах и барьерах прототипирования и историях успеха для будущего прототипирования.

ИсточникЗавтра
Владимир Овчинский
Овчинский Владимир Семенович (род. 1955) — известный российский криминолог, генерал-майор милиции в отставке, доктор юридических наук. Заслуженный юрист Российской Федерации. Экс-глава российского бюро Интерпола. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...