Президент США Трамп 1 февраля ввёл пошлины на импорт из Канады, Мексики и Китая, трех крупнейших торговых партнеров страны, применив чрезвычайные экономические полномочия в попытке заставить их принять жесткие меры по борьбе с нелегальной иммиграцией и наркотиками, поступающими в Соединенные Штаты.
По словам представителя Белого дома, проводившего брифинг для журналистов, президент подписал три указа, устанавливающих эти меры, что стало первыми официальными действиями в торговой войне во время его второго срока.
Они вызвали резкие ответы лидеров Канады и Мексики, а также немедленное противодействие со стороны деловых и трудовых групп, которые предупредили о глубоких потрясениях во всей экономике.
«Вашингтон пост» (01.02.2025) приводит данные Лаборатории бюджета Йельского университета, беспартийного исследовательского центра: «для типичного американского домохозяйства тарифы будут означать потерю около 1200 долларов в годовой покупательной способности».
Начиная со 2 февраля американские импортеры платят новый 25-процентный налог на товары из Канады и Мексики и 10-процентный сбор на товары из Китая. Большинство товаров из Канады и Мексики в настоящее время не облагаются пошлинами в соответствии с торговым соглашением, подписанным Трампом во время его первого срока, в то время как многие китайские товары облагаются налогами до 25 процентов. Новые пошлины являются дополнением к этим сборам.
На энергоносители, включая сырую нефть из Канады, будет взиматься 10-процентная пошлина.
Если какая-либо из трёх стран ответит собственными торговыми мерами — как они обещали 1 февраля — Трамп может в ответ увеличить применимую ставку тарифа.
«Нация без границ — это вообще не нация. Я больше не буду стоять в стороне и позволять, чтобы наш суверенитет был подорван, наши законы попирались, наших граждан подвергали опасности или чтобы наши границы не уважали», — написал Трамп.
Трамп заявил, что китайские поставки фентанила попадают в США через Мексику и Канаду, поскольку эти две страны не обеспечивают адекватную охрану своих границ. Он раскритиковал китайское правительство за нарушение обещаний сократить производство фентанила и обвинил правящую Коммунистическую партию Китая в том, что она «субсидировала и иным образом стимулировала» компании поставлять фентанил и связанные с ним химикаты в США.
В резких и почти враждебных выражениях Трамп также раскритиковал двух ближайших союзников США за их роль в содействии наркоторговле.
По его словам, неспособность Канады принять более жесткие меры против операций с фентанилом представляет собой «необычную и чрезвычайную угрозу» для Соединенных Штатов, в то время как правительство Мексики поддерживает «недопустимый союз» с наркокартелями этой страны.
В своем посте на платформе «Икс» президент Мексики Клаудия Шейнбаум заявила, не вдаваясь в подробности, что Мексика примет ответные меры.
«Мы категорически отвергаем клевету Белого дома о том, что мексиканское правительство имеет союзы с преступными организациями», — заявила она. «Если такой союз где-то и существует, то это с производителями оружия в Соединенных Штатах, которые продают этим преступным группировкам мощное оружие».
По словам Шейнбаум, с момента вступления в должность в октябре ее правительство изъяло более 40 тонн наркотиков, в том числе 20 миллионов доз фентанила.
«Если бы правительство США и его агентства хотели что-то сделать с серьезным злоупотреблением фентанилом в своей стране, они могли бы, например, бороться с продажей наркотиков на улицах своих городов, чего они не делают», — сказала она.
Премьер-министр Канады Джастин Трюдо 1 февраля объявил о введении ответных пошлин в размере 25 процентов на импорт США на сумму $106 млрд. По его словам, пошлины будут введены двумя волнами: первая волна на товары на $20 млрд вступит в силу во вторник, а остальные — через 21 день.
«Мы, конечно, не собираемся идти на эскалацию», — заявил Трюдо в обращении к нации. «Но мы будем отстаивать Канаду, канадцев и канадские рабочие места».
Также 1 февраля Министерство торговли Китая осудило тарифы Трампа, заявив, что они подрывают «нормальное экономическое и торговое сотрудничество» между Соединенными Штатами и Китаем. Министерство заявило, что оспорит действия США во Всемирной торговой организации и примет контрмеры «для надежной защиты своих прав и интересов».
Тарифы США останутся в силе до тех пор, пока Трамп не определит, что три страны предприняли достаточные действия для реагирования на жалобы США.
«В золотой век Дональда Трампа у нас будет только легальная иммиграция, и ни один американец не умрет от китайского/мексиканского/канадского фентанила», — заявил представитель Белого дома.
Трамп также приостановил действие правил de minimis для трех стран, которые разрешают беспошлинный ввоз в Соединенные Штаты небольших посылок стоимостью менее 800 долларов США, что, по словам чиновников, является еще одним путем проникновения запрещенных наркотиков на улицы США.
По данным Бюро переписи населения США, в 2024 году компании и потребители США приобрели в этих трёх странах товаров на сумму около 1,3 триллиона долларов, включая продукты питания, электронику, автомобили и автозапчасти, а также одежду.
Представители бизнеса и трудящихся поспешили выступить с возражениями против резких действий президента.
Национальный совет по внешней торговле и Ассоциация потребительских брендов предупредили о росте цен на повседневные товары. Мексика является крупнейшим поставщиком импортного пива, а Канада поставляет почти 60 процентов импорта сырой нефти в США.
Новые тарифы «приведут к огромным издержкам для нашей экономики, измученной инфляцией, и в то же время подвергнут нас разрушительной тарифной войне по принципу «око за око», которая нанесет ущерб ключевым экспортным рынкам, в которых нуждаются американские фермеры и производители», — заявил Стив Ламар, президент Американской ассоциации производителей одежды и обуви.
Однако масштабные действия Трампа приветствовались давними критиками торговой политики США, сосредоточенной на устранении барьеров для трансграничной торговли.
«Решение президента Трампа ввести всеобщие пошлины является смелым и необходимым шагом на пути к обращению вспять десятилетий провальной торговой политики и восстановлению обрабатывающей промышленности и сельского хозяйства Америки», — заявил Зак Моттл, председатель Коалиции за процветающую Америку.
Действия 1 февраля были сосредоточены на опасениях Трампа по поводу нелегальной иммиграции и наркотиков, перетекающих через границы США. Но его жалобы на Канаду и Мексику гораздо шире.
В прошлом Трамп резко критиковал большой торговый дефицит США с каждой из стран и предполагал, что высокие пошлины США подтолкнут производителей производить свою продукцию в Соединенных Штатах с использованием американских рабочих, а не поставлять ее сюда из-за границы.
Многие экономисты настроены скептически. В первый срок Трампа занятость на фабриках выросла на 462 000 человек, а затем замерла в год перед пандемией.
Внезапное введение Трампом высоких пошлин на товары, перемещаемые через границы США, грозит существенным нарушением региональных цепочек поставок, которые стали глубоко переплетенными за последние три десятилетия.
Помимо экономического воздействия пошлин, действия Трампа примечательны тем, что ставят под сомнение одно из главных достижений его первого срока: Соглашение между США, Мексикой и Канадой (USMCA).
Вводя пошлины на Канаду и Мексику, Трамп фактически разрывает эту сделку, которая заменила Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) и вступила в силу менее пяти лет назад. Первоначально Трамп провозгласил свою переписанную НАФТА «самым современным, актуальным и сбалансированным торговым соглашением в истории нашей страны».
Соглашение включало положение, согласно которому три страны должны будут рассмотреть сделку 1 июля 2026 года, дать рекомендации по ее улучшению или начать 10-летний обратный отсчет до прекращения действия пакта.
Ряд аналитиков Уолл-стрит полагает, что введенные 1 февраля пошлины могут быть всего лишь переговорной тактикой, призванной добиться уступок по пограничному контролю от Мексики и Канады.
Для чиновников администрации Трампа, включая госсекретаря Марко Рубио, ключевой проблемой является растущее присутствие в Мексике китайских производителей. Многие из них находятся там, чтобы обслуживать мексиканских клиентов. Но американские чиновники обеспокоены тем, что некоторые китайские компании, особенно производители электромобилей, могут надеяться использовать Мексику в качестве беспошлинного чёрного хода на рынок США.
Повышение тарифов – авантюра? Но во имя чего?
Эксперты «Си-эн-эн» в статье «Тарифы Трампа — это азартная игра на 1,4 триллиона долларов с экономикой и ценами» (02.02.2025) пишут, что пошлины на импорт в Мексику, Канаду и Китай станут серьезным «испытанием нетрадиционного использования Трампом пошлин, которые он назвал «величайшим изобретением из когда-либо изобретенных».
Это огромная авантюра, возможно, более масштабная, чем любая экономическая политика, которую Трамп проводил за четыре с лишним года в Белом доме. И эта стратегия имеет потенциал перевернуть то, что волнует многих избирателей больше всего: экономику и стоимость жизни.
Однако тарифы Трампа представляют собой большой риск: они могут иметь обратный эффект, подняв и без того высокие потребительские цены в продуктовых магазинах, раскачав шаткий фондовый рынок или уничтожив рабочие места в полномасштабной торговой войне».
«Это может быть самый крупный автогол на сегодняшний день», — сказала Мэри Лавли, старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, в телефонном интервью CNN. «Это огромная авантюра. Это рецепт замедления экономики и роста инфляции».
«Уолл-стрит джорнал» пошла ещё дальше, опубликовав в субботу уничтожающую статью под заголовком: «Самая глупая торговая война в истории».
В статье утверждается, что оправдание Трампом «экономического нападения» на Канаду и Мексику «не имеет смысла», и предупреждается, что эта стратегия может закончиться катастрофой.
Совсем другой мир
Трамп рассматривает тарифы как почти волшебный инструмент переговоров, мощный способ оказать влияние на друзей и союзников.
Он утверждал, что тарифы необходимы для решения основных проблем, включая торговый дефицит, нелегальную иммиграцию и поток запрещенных наркотиков.
Трамп и его сторонники часто справедливо отмечают, что тарифы во время его первого срока не привели к проблемной инфляции.
Но это были другие тарифы, применявшиеся в совершенно другом мире и в совершенно другое время.
Трамп ввёл тарифы на импортные товары на сумму $1,4 трлн 1 февраля. Это более чем в три раза превышает стоимость иностранных товаров на сумму $380 млрд, которые были затронуты тарифами во время первого срока Трампа, согласно оценкам Tax Foundation.
Во время первого срока Трампа инфляция не была особой проблемой.
Сегодня жизнь стала намного дороже, в продуктовом магазине, в автосалоне и почти везде. Потребители, инвесторы и чиновники Федеральной резервной системы сейчас гораздо более чувствительны даже к умеренному росту цен.
Зачем «сжигать собственный дом»?
Белый дом утверждает, что тарифы Трампа не создадут проблем для экономики США, однако некоторые экономисты и торговые эксперты глубоко обеспокоены, поскольку эти пошлины направлены против ближайших соседей Америки — Канады и Мексики.
Во время своего первого срока Трамп угрожал, но так и не нажал на курок, тарифами Канаде и Мексике. Его советники отговаривали его от таких шагов.
Введение всеобщих пошлин в отношении Канады и Мексики может вызвать хаос в цепочке поставок в тесно взаимосвязанной экономике Северной Америки, что приведет к росту цен.
«Введение пошлин на уровне 25% для наших ближайших торговых партнеров рискует подорвать североамериканский экономический центр, на который опираются США. Зачем вам сжигать собственный дом?» — сказала Кристин Макдэниел, бывший торговый чиновник в администрации президента Джорджа Буша-младшего, а теперь старший научный сотрудник Центра Меркатуса при Университете Джорджа Мейсона.
Это особенно актуально в автомобильной промышленности, где детали часто пересекают границу несколько раз, прежде чем автомобиль попадет в автосалон. Wolfe Research подсчитала, что цена типичного автомобиля, продаваемого в Соединенных Штатах, может увеличиться на 3000 долларов из-за пошлин.
Цены в продуктовых магазинах под угрозой
Нефтяная промышленность обратилась в Белый дом с просьбой защитить сырую нефть от тарифов, поскольку Канада является крупнейшим иностранным источником нефти. Аналитики предупреждают, что тарифы могут привести к росту цен на бензин в районе Великих озер, Среднего Запада и Скалистых гор. Вот почему Белый дом снизил тарифы на канадские энергоносители до 10% вместо полных 25%.
Цены в продуктовых магазинах являются основной проблемой, которая давила на избирателей на прошлых выборах. Но Мексика является крупнейшим иностранным источником фруктов и овощей для Америки , в то время как Канада занимает первое место по зерновым, скоту/мясу и сахару/тропическим продуктам.
Лавли сказала, что она «очень» уверена, что тарифы США приведут к повышению цен для потребителей, особенно в продуктовых магазинах и на строительные материалы. Она отметила, что изменения в стоимости валют могут смягчить некоторые, но не все, ценовые последствия.
«Это должно повысить цены», — сказал Лавли. «Невозможно просто ввести этот налог, а затем внезапно, бац, это бремя исчезнет — хотя именно это он и хочет убедить нас в правдивости».
Рост цен, вызванный тарифами, не произойдет немедленно. Вместо этого он может разыгрываться по капле-капле-капле, поскольку воздействие протекает через сложные цепочки поставок.
«Не все же завтра поставят наценку на полки, и все будет кончено», — говорит Лавли. «Вы увидите медленный переход к ценам».
Проблема в том, что более высокие затраты на производство в сочетании с ответными тарифами могут нанести ущерб расходам как предприятий, так и потребителей, а также вызвать тревогу у инвесторов и чиновников ФРС.
По оценкам главного экономиста EY Грегори Дако, тарифы Трампа на Мексику, Канаду и Китай, а также ответные пошлины этих стран могут привести к снижению роста валового внутреннего продукта (ВВП) США на 1,5 процентных пункта в 2025 году и ещё на 2,1 процентных пункта в 2026 году.
«Резкое повышение пошлин в отношении торговых партнеров США может вызвать стагфляционный шок — негативный экономический удар в сочетании с инфляционным импульсом, — а также спровоцировать волатильность финансового рынка», — написал Дако в отчёте 31 января.
«Игра с огнем»
Важным фактором станет то, как отреагирует ФРС.
Хотя председатель ФРС Джером Пауэлл и его коллеги, возможно, готовы проигнорировать единовременное снижение цен, тарифы могут вынудить центральный банк США еще больше отложить снижение процентных ставок.
Реальным ключом для чиновников ФРС станет то, как тарифы изменят психологию потребителей, если изменят вообще.
«Если тарифы приведут к росту инфляционных ожиданий, ФРС может оказаться вынужденной сохранять ограничительные ставки дольше, ужесточая финансовые условия и сдерживая темпы роста», — заявил Дако в новом отчете.
Столь значительное повышение пошлин на столь широкий спектр товаров — рискованная стратегия, которую даже Трамп не пробовал в свой первый срок.
Тарифы наносят удар по большинству американских автопроизводителей
«Нью-Йорк таймс» «Тарифы Трампа для Канады и Мексики могут навредить автопроизводителям» (01.02.2025) пишет, что «почти все автопроизводители почувствуют удар из-за новых пошлин, введенных президентом Трампом 1 февраля на товары, импортируемые из Канады, Мексики и Китая».
Автопроизводители еженедельно отправляют через границы США с Канадой и Мексикой готовые автомобили, двигатели, трансмиссии и другие компоненты на десятки миллиардов долларов. Еще миллиарды долларов импортируются от производителей деталей в Китае.
Пошлины повысят цены, которые американские потребители платят за новые автомобили. И пошлины вводятся в то время, когда новые автомобили и грузовики уже продаются по почти рекордным ценам.
Вероятно, больше всего пострадает General Motors, крупнейший американский автопроизводитель
GM производит в Мексике гораздо больше автомобилей, чем любой другой производитель — более 842 000 в 2024 году, согласно MarkLines, поставщику данных по автомобильной промышленности. И некоторые из этих автомобилей являются самыми важными в линейке компании.
Все внедорожники Chevrolet Equinox и Blazer, которые GM продает в США, поступают из Мексики. Пикап Chevrolet Silverado, самая продаваемая модель, и похожий пикап GMC Sierra приносят компании огромную прибыль. Из более чем миллиона этих грузовиков, выпущенных в прошлом году, почти половина была произведена на канадских и мексиканских заводах, показывают данные MarkLines.
В общей сложности заводы GM в Канаде и Мексике произвели почти 40 процентов всех автомобилей, выпущенных компанией в 2024 году в Северной Америке — регионе, откуда она получает большую часть своих доходов и почти всю свою прибыль.
Несколько других автопроизводителей, включая Stellantis, Toyota и Honda, также производят около 40 процентов своих североамериканских автомобилей и грузовиков в Канаде и Мексике, но они производят меньше автомобилей, чем GM. Поэтому большинство автопроизводителей могут не ощутить влияние пошлин так остро, как GM.
«Тарифы представляют собой очень, очень большую угрозу для производителей и автопроизводящих штатов», — сказал Патрик Андерсон, генеральный директор Anderson Economic Group, консалтинговой фирмы из Мичигана. «И очевидно, что GM более уязвима, чем большинство автопроизводителей, из-за своего производственного присутствия в Северной Америке».
Андерсон заявил, что наиболее непосредственным последствием введения пошлин станут задержки и путаница на пограничных переходах, поскольку таможенные агенты, грузоотправители и порты пытаются решить, как поступить с транспортными средствами и запчастями, которые уже находятся на грузовиках и поездах, направляющихся к границе.
Он подсчитал, что тарифы могут добавить $10 000 или больше к грузовикам и другим более крупным транспортным средствам, которые поставляются в США из Канады и Мексики. «Большая часть этого, по крайней мере в краткосрочной перспективе, будет поглощена клиентами и автодилерами», — сказал он.
Он добавил, что производителям придется искать способы перераспределения и корректировки производства, чтобы избежать или ограничить бремя пошлин.
Мало кто из автопроизводителей высказался о планах президента Трампа. Руководители автокомпаний признали, что они не решаются говорить что-либо существенное о тарифах, поскольку не хотят злить Трампа и навлекать на себя возмездие с его стороны, его помощников и других федеральных чиновников.
Лоббистская группа, представляющая интересы трех автопроизводителей Детройта, Американский совет по автомобильной политике, выступила с заявлением, в котором говорится, что транспортные средства и детали, соответствующие внутренним и региональным правилам содержания Соглашения между США, Мексикой и Канадой, должны быть освобождены от пошлин.
«Наши американские автопроизводители, которые вложили миллиарды долларов в США, чтобы соответствовать этим требованиям, не должны допустить подрыва своей конкурентоспособности из-за тарифов, которые увеличат стоимость производства автомобилей в Соединенных Штатах и помешают инвестициям в американскую рабочую силу», — заявил президент группы Мэтт Блант.
Дженнифер Сафавиан, президент и генеральный директор Autos Drive America, лоббистской группы, представляющей интересы иностранных автопроизводителей, работающих в США, заявила, что «североамериканская автомобильная промышленность высоко интегрирована, и введение пошлин нанесет ущерб американским рабочим местам, инвестициям и потребителям».
GM рассматривает несколько шагов, которые она могла бы предпринять для смягчения воздействия пошлин, например, увеличение производства пикапов в Соединенных Штатах и использование своих заводов в Канаде и Мексике для экспорта автомобилей в страны за пределами Северной Америки.
Марк Уэйкфилд, руководитель отдела по глобальному рынку автомобилей в консалтинговой фирме AlixPartners, заявил, что пошлины могут привести к потере рабочих мест на заводах по производству автомобилей и автозапчастей по всей Северной Америке, поскольку производители постараются найти ответ.
«Северная Америка на протяжении десятилетий рассматривалась автомобильной промышленностью как единый рынок», — сказал он. «Вы, вероятно, увидите рост цен и падение продаж. Потребуется производить меньше автомобилей».
Автомобильной промышленности будет сложно покрыть расходы на пошлины или переместить производство, чтобы их избежать, отметила Линда Хазенфратц, исполнительный председатель компании по производству автозапчастей Linamar, в своем заявлении для «Нью-Йорк таймс».
«Если на автозапчасти, пересекающие границу, будут наложены 10-процентные или 25-процентные пошлины, я думаю, мы довольно быстро прекратим производство автомобилей в Северной Америке», — сказала Хазенфратц. «Автозапчасти — это высокотехнологичные продукты, требующие месяцев или лет на разработку, проверку и тестирование перед установкой в транспортное средство. Их просто невозможно заменить в одночасье».
Toyota и Honda больше других производителей зависят от Канады. Обе компании производят более миллиона автомобилей в год в Северной Америке, и на заводы к северу от границы приходится более четверти этого объема.
Toyota выпускает несколько внедорожников RAV4 в США, но большинство из них поступает с заводов в Вудстоке и Кембридже, Онтарио. Компания также выпускает внедорожники Lexus в Онтарио. Honda находится в похожем положении со своим седаном Civic и внедорожником CR-V — большинство из них производятся в Аллистоне, Онтарио.
Тарифы создают ограничения для некоторых компаний, у которых нет большого количества заводов в Северной Америке. Три самых продаваемых автомобиля Volkswagen в США — седан Jetta и внедорожники Taos и Tiguan — производятся в Мексике. У компании есть один завод в США, в Чаттануге, штат Теннесси, где она производит другие внедорожники. В 2024 году Volkswagen продал в США более 230 000 автомобилей мексиканского производства, что составляет около 70 процентов продаж в стране, сообщила компания.
«Мы остаемся ярыми сторонниками свободной и справедливой торговли», — говорится в заявлении Volkswagen. «Мы твёрдо убеждены, что открытые рынки являются движущей силой глобального экономического роста и процветания, способствуя инновациям и создавая возможности для бизнеса и сообществ по всему миру».
Как и конкуренты, Ford Motor выпускает некоторые ключевые модели в Канаде и Мексике. Ее электрический Mustang Mach-E, пикап Maverick и компактный внедорожник Bronco Sport собираются в Мексике. Единственный завод компании по сборке автомобилей в Канаде был остановлен в мае, хотя она по-прежнему производит двигатели на двух заводах в Виндзоре.
Но Ford менее уязвим, чем большинство. В 2024 году он выпустил около 2,5 миллионов автомобилей в Северной Америке, и более 82 процентов сошли с конвейеров США. Все его высокодоходные средне- и полноразмерные пикапы производятся внутри страны. Только 2 процента его продукции поступило из Канады и 16 процентов из Мексики.
«Среди основных автопроизводителей Ford наиболее привержен строительству в Америке», — говорится в заявлении компании в конце ноября 2024 года, в котором она комментирует, почему ее акции упали меньше, чем у других автопроизводителей после избрания Трампа.
Как отреагирует Китай?
«Нью-Йорк Таймс» в статье «Тарифы Трампа ставят Китай в трудное положение» (02.02.2025) пишет, что «Китай выбрал вариант быстрого возмездия за торговые меры при первой администрации Трампа, но это привело к росту числа торговых мер и гораздо более масштабным тарифам».
Решение президента Трампа, принятое 1 февраля, ввести новые пошлины на импорт из Китая ставит перед руководством Пекина дилемму: что лучше — игнорировать новые пошлины или принять ответные меры?
Первоначальная реакция Китая 2 февраля была осторожной: Министерство торговли заявило, что оспорит тарифы во Всемирной торговой организации. Комиссии этой организации могут попытаться поставить в неловкое положение страну, нарушающую международные правила свободной торговли, критикуя конкретные торговые действия.
Однако с 2019 года ВТО утратила большую часть своей власти. Сначала администрация Трампа, а затем администрация Байдена заблокировали назначение судей, необходимых для того, чтобы уполномочить страны принимать контрмеры.
В своем ответе министерство торговли Китая заявило, что примет «контрмеры для надежной защиты своих прав и интересов». Однако министерство также призвало Соединенные Штаты «укреплять сотрудничество».
За несколько недель после переизбрания президента Трампа Китай продемонстрировал, что он может быть готов не только принять ответные меры в отношении пошлин, но и повысить ставки.
Китай ввел экспортный контроль на постепенно удлиняющийся список материалов и технологий. В начале декабря Китай прекратил экспорт в США критически важных минералов, таких как сурьма и галлий, которые используются в производстве некоторых полупроводников.
Запрет на экспорт был введен в ответ на принятое днем ранее решение президента Байдена расширить американские ограничения на передачу технологий Китаю.
Ответ Пекина вышел за рамки любых предыдущих ограничений на экспорт: впервые Пекин официально запретил другим странам, покупающим эти минералы, реэкспортировать их в США. Ранее Китай критиковал такие запреты на перевалку, называя их несправедливой формой юрисдикции «длинной руки», которая мешает международной торговле.
Однако, по словам китайских экспертов, Пекин осознает, что резкая реакция Китая несет в себе два больших риска.
Дальнейшее ограничение экспорта может побудить транснациональные корпорации прекратить инвестиции в Китай и разместить свои новые заводы в других странах. Другой риск заключается в том, что такие ограничения экспорта со стороны Китая могут спровоцировать дальнейшую реакцию президента Трампа.
Растущая спираль торговых ограничений — это то, что произошло во время первой администрации Трампа. Китай ответил на этот первый раунд тарифов в 2018 году собственными штрафами на американский экспорт. Но когда Трамп ввел дальнейшие раунды тарифов, у Пекина быстро закончился американский экспорт для нацеливания. Китай продает в США почти в четыре раза больше товаров, чем покупает.
Китай и администрация Трампа договорились прекратить эскалацию в январе 2020 года, но оставили в силе большую часть введенных пошлин.
Некоторые китайские эксперты утверждают, что пошлины нанесут больший ущерб американским потребителям, чем Китаю, поскольку приведут к росту цен.
Однако некоторые западные экономисты считают, что вопрос о том, кто платит тарифы, не является однозначным. Чтобы избежать больших потерь доли рынка в Соединенных Штатах после предыдущего введения тарифов, некоторые китайские компании снизили цены. Это помогло бы им компенсировать тарифы и отговорить американских импортеров от обращения к поставщикам в других странах.
Объем экспорта Китая в другие страны мира в 2024 году вырос более чем на 12 процентов, однако в долларовом выражении рост составил всего половину от этого, поскольку компании снизили цены.
Валюта Китая также ослабла в последние месяцы, и цены на многие товары в Китае падают. Это сделало китайские товары более конкурентоспособными на внешних рынках, включая США, и может компенсировать часть стоимости тарифов, введенных в субботу.
Экспорт в США составляет снижающуюся долю общего экспорта Китая, поскольку экспорт в развивающиеся страны резко вырос.
Тем не менее, Китай стал косвенно более зависимым от американского рынка. Экспорт Китая резко вырос в такие страны, как Мексика и Вьетнам, которые собирают китайские компоненты в готовые товары для реэкспорта в США.
Теперь для Китая главным вопросом является то, сколько еще стран президент Трамп ударит по пошлинам.
«Китай извлёк урок из первого срока Трампа, как управлять даже большими двусторонними пошлинами на прямую торговлю между США и Китаем — некоторые компании просто заплатят за импорт важной детали, а китайские компании найдут способ производить окончательную сборку за пределами Китая, при этом по-прежнему используя массу китайских деталей», — сказал Брэд Сетсер, международный экономист из Совета по международным отношениям в Нью-Йорке. Пока окончательная сборка осуществляется за пределами Китая, товары, как правило, могли обходить американские пошлины на Китай.
Но Китаю будет сложнее обойти американские тарифы для многих стран. «Китай действительно столкнется с проблемой, если президент Трамп полон решимости закрыть все двусторонние торговые дефициты Соединенных Штатов, невзирая на сопутствующий ущерб экономике США», — сказал Сетсер.
Многие страны Азии, Европы и Африки имеют большой торговый дефицит с Китаем, который они могут себе позволить, только имея большой торговый профицит с Соединенными Штатами. У Европейского Союза был торговый дефицит с Китаем в размере 247 миллиардов долларов в прошлом году — и почти такой же большой торговый профицит с Соединенными Штатами.
Если президент Трамп ограничит возможности многих стран иметь большой профицит в торговле с Соединенными Штатами, страны могут прибегнуть к введению пошлин на торговлю с Китаем.
Китай больше зависит от торгового профицита, чем во время первой администрации Трампа. Во время первого срока президента Трампа цены на рынке жилья в Китае стремительно росли на фоне безумных темпов строительства многоквартирных домов.
Но горячий рынок недвижимости начал остывать в 2021 году, и с тех пор цены падают. Миллионы строителей потеряли работу, а семьи среднего класса лишились своих сбережений.
Поскольку возобновление напряженности в отношениях с Соединенными Штатами совпадает с экономическими проблемами внутри страны, официальные лица и эксперты в Китае все еще надеются на лучшее.