
Кому выгодно сегодня поднимать скандал вокруг останков Ленина и Мавзолея?
Телеканал «Спас» в лице его гендиректора Бориса Корчевникова и ведущего репортера Андрея Афанасьева, пока все не разбрелись по летним отпускам, решил взбудоражить общественность, показав документальный фильм «Мумия». Фильм заранее обречён на скандальность уже самим названием. Ну и темой, разумеется, ибо посвящен он основателю Советского государства Владимиру Ильичу Ульянову, более известному по своему псевдониму Ленин. Ну и, понятно, его останкам, пребывающим в центре нашей Родины в Мавзолее на Красной площади.
«Мумия» — это даже и не фильм, а настоящий проект, похоже, мыслящийся авторами и теми, кто за ними стоит, как долгоигращий. Это уже видно по тому, как продвигается фильм. Сначала его показали в Москве, затем в целом ряде крупных городов, везде на представительных площадках (в кинотеатрах, общественных центрах, библиотеках) с обсуждением учёными и представителями общественности. А потом, создав интригу и уже заранее организовав скандал (фильму, который еще не увидел зритель, уже посвящено много диаметрально противоположных оценок и высказываний), показали в воскресенье по телеканалу «Спас», предварив часовым разговором в студии.
Авторы представляют фильм как просветительский проект. В нём, действительно, рассказывается много о пирамидах, зиккуратах, мумиях, причём, автор фильма Андрей Афанасьев для этого съездил в Египет, Ирак и Иран, побывал в пирамидах, покатался на верблюде. Интересен сюжет с эвакуацией саркофага с телом Ленина в Тюмень. Подробно рассказывает Афанасьев о попытках разных лиц разбить или повредить саркофаг, правда, называть это проявлением народного протеста, мягко говоря, преувеличение.
Надо отдать должное создателям фильма — чисто технологически и технически он сделан неплохо. Разве что включение игровых сцен, выполненных явно не самыми талантливыми актёрами, смотрится неубедительно.
А вот с точки зрения содержания, особенно для людей, которые в теме, — фильм совершенно неубедителен и вторичен.
Людям, осведомлённым из старшего поколения православных патриотов, духовный смысл религии большевизма с культом Ленина, история создания Мавзолея хорошо известны. Не новы и призывы похоронить Ленина и снести Мавзолей, которые звучат в фильме. Построить на месте Мавзолея православный храм давно предлагали и покойный лидер православных хоругвеносцев Леонид Симонович-Никшич, и ныне живущий (хотя и находящийся в тюрьме) Василий Бойко-Великий, которые, кстати, в фильме не упомянуты. Из старых экспертов к фильму привлечён разве что Юрий Воробьевский. Да еще Наталья Нарочницкая, но она говорит больше на исторические сюжеты. Словом, дискуссия идёт давно, но в фильме об этом не сказано.
Есть в фильме и откровенные исторические ляпы и несуразицы. К примеру, Андрей Афанасьев пару раз упоминает, что за погребение тела Ленина высказывалась его вдова Н.К. Крупская и … Л.Д. Троцкий. А вот за помещение в склепе, который тоже является фактически могилой, поскольку находится ниже уровня земли, выступали И.В. Сталин и Ф.Э. Дзержинский, которых тот же Ленин называл «великорусскими шовинистами». Но Афанасьева не смущает, похоже, что он оказывается единомышленником с Троцким, а не со Сталиным.
В фильме утверждается, что за устройством мавзолея стояли … масоны. Что-то не очень убедительное на эту тему говорит Л.П. Решетников. Но хорошо известно, что как раз среди большевиков практически не было масонов. Масонами были их враги — февралисты. Но делается несколько словесных манипуляций, и тема эта настойчиво проталкивается. Поскольку доказать причастность к масонству выдающегося русского архитектора А.В. Щусева невозможно, ловко акцент переносится на второго архитектора-француза и делаются какие-то бездоказательные намёки на связи с масонством Л.Б. Красина. Уж очень хотелось авторам найти масонский след…
На совести Ленина, конечно, много преступлений, но вот причастность его к принятию решения об убийстве Царской Семьи доказать сегодня с документами в руках невозможно. Прямых доказательств нет, а косвенные, наоборот, свидетельствуют, что решение о цареубийстве скорее принял за спиной Ленина Свердлов. Но в фильме про роль Свердлова не сказано, зато с полной уверенностью утверждается, убийство Царской Семьи, в том числе и детей, санкционировал Ленин.
Словом, историко-просветительский характер проекта весьма сомнителен.
Возможно, для людей нового поколения — Б.Корчевникова и А.Афанасьева — всё это ново и неизвестно, и они, исходя из этого, решили просветить заодно остальных. Но для любого человека, интересующегося темой, многое давно и хорошо известно. Так что необязательно было Андрею Афанасьеву с оператором специально ездить в Египет, Ирак и Иран, кататься на верблюде, всё это можно было смонтировать в студии. Ну разве что хотелось побывать в этих странах и своими глазами на всё это посмотреть…
Но если просветительская задача фильма «Мумия» весьма сомнительна, то несомненной является его провокационная миссия. И судя по всему, создатели фильма сознательно пошли на эту провокацию.
Причем, втянули в эту провокацию Русскую Православную Церковь. В фильме в качестве экспертов участвуют Замуправделами Московской Патриархии архиепископ Савва (Тутунов) и два священнослужителя. Причём, владыка Савва не только предлагает похоронить Ленина на кладбище, но и прямо призывает снести Мавзолей. К тому же фильм снят главным православным каналом страны и, как утверждают создатели (хотя документа никто не представил), по благословению Святейшего Патриарха Кирилла. А для раскрутки фильма использовались структуры Всемирного Русского Народного Собора, возглавляемого Патриархом.
Словом, сознательно подчёркнута роль Русской Православной Церкви, что, думаю, принесёт много вреда Патриархии.
Почему я считаю фильм «Мумия» провокацией? По нескольким причинам.
Во-первых, оскорбительным является заголовок фильма для тех граждан России, кто почитает Ленина. И это уже видно по развернувшейся кампании против фильма в телеграме и сетях. А ведь противники фильма — это не враги России, среди них, кстати, немало тех, кто сегодня проливает кровь за Россию на СВО. Зачем нужно было именно сейчас в условиях войны снимать фильм, который очевидно разделяет общество?
Во-вторых, как бы ни открещивались создатели фильма, «Мумию» воспринимают в контексте ленинопада, устроенного необандеровским режимом. Как ни крути, но памятники Ленину уничтожали враги России, а сторонники русского мира в городах Украины очень часто собирались у памятников Ленину. Поэтому, когда говорят, что восстановление советской топонимики на новых территориях — это происки чиновников Кремля, это — чистый вздор. Так на самом деле многие думают, и с этим нужно считаться. И фильм будет восприниматься именно в контексте политики декоммунизации киевского режима.
В-третьих, нашими ближайшими союзниками в противостоянии с Западом сегодня являются страны, где Ленина почитают. Такой фильм вряд ли будет воспринят позитивно в Китае, Северной Корее, Венесуэле, Вьетнаме, на Кубе, во многих странах Африки, для которых имя Ленина священно. Они может и любят-то Россию, как страну Ленина. А им теперь предлагают смотреть такое. Не учитывать этот факт, мягко говоря, безответственно для СМИ.
И наконец, последнее. В 90-е годы много сделали для сближения позиций советских и православных патриотов митрополит Иоанн (Снычев), священник Димитрий Дудко и другие священнослужители и миряне Русской Церкви. От этого либералы были в ужасе, они со страхом вопили о «красно-коричневых». Теперь либералы могут быть спокойны — советские и православные патриоты после фильма «Мумия» уже никогда не будут вместе, и либералы смогут спокойно делать свой гешефт в России на новой русской войне «красных» и «белых».
Собственно, тут и ответ на вопрос — кому это выгодно? Выгоду получит «либеральная башня Кремля». А Церковь в глазах советских патриотов снова станет «белогвардейской», а значит — им враждебной. В условиях намечающегося «левого поворота» это чрезвычайно опасно.
Некоторые даже считают, что проект «Мумия» связан с будущими выборами в Государственную Думу. В условиях сохраняющейся и растущей социальной несправедливости, когда олигархи продолжают богатеть даже в условиях войны, тема социальной справедливости может стать едва ли не главной в повестке будущих выборов. А значит, есть угроза, что Дума может стать «красной», как было в конце 90-х. И чтобы не допустить такого сценария, кому-то в Кремле, мол, в голову пришла идея использовать Церковь, чтобы с православной стороны ударить загодя по коммунистам.
Ежели эта версия имеет под собой основание, то действия создателей фильма «Мумия» не просто провокационны, но и преступны. Втягивать Церковь в политические разборки, да еще на стороне либералов, — это преступление. Церковь не может быть «партийной» по самому смыслу, ибо она Церковь всего народа, «красных» и «белых», правых и левых, либералов и коммунистов. Церковь скорбит одновременно и по Каппелю, и по Чапаеву, оба — русские люди, воевавшие друг с другом за свою правду, оба за своё понимание правды отдали жизнь.
Но не только для Церкви, а и для православной общественности проект «Мумия» принесёт только вред. На обсуждении фильма лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин заявил, что он намеревается провести референдум по выносу Ленина из Мавзолея. Если это сказано не для «красного словца», если Кормухин попытается и впрямь от имени движения «Сорок сороков» инициировать такой референдум, то это будет конец его карьеры как политика, поскольку результатом референдума, уверен, будет сокрушительное поражение сторонников выноса Ленина из Мавзолея. Ну надо же хоть немного быть реалистами! Ну, посмотрите хотя бы свежий опрос иноагента «Левада-центр» (апрель 2025 г.) о десяти самых выдающихся деятелях всех времён и народов: И.В. Сталин (42%), В.В. Путин (31%), В.И. Ленин (28%), А.С. Пушкин (24%), Пётр Великий (19%), Ю.А. Гагарин (15%), Г.К. Жуков (13%), остальные менее 10%, но среди них нет ни А.В. Колчака, ни А.И. Деникина, ни кого-то из других деятелей русской эмиграции. Как думаете с такой социологией (а еще добавят жару коммунисты и все левые) сколько наберут сторонники выноса Ленина из Мавзолея? Я думаю, в лучшем случае, меньше 10%. И это будет катастрофа.
В заключение хочу сказать еще вот о чем. Правда ли то, что говорят эксперты и создатели фильма? Во многом правда, со многими оценками личности Ленина как политика и человека можно согласиться. Но это — правда несвоевременная, правда, которая может принести вред обществу и стране. Могут возразить — бывает ли правда несвоевременной? Еще как бывает. К примеру, мы считаем Православие единственной истинной верой, а Христа истинным Богом. Об этом нам напоминает священник за каждой литургией во время отпуста, произнося: «Христос — истинный Бог наш». Но если мы начнём в публичном пространстве доказывать, что ислам, буддизм и иудаизм — религии неистинные, мусульмане, буддисты и иудеи подадут на нас в суд, который нас признает виновными в разжигании религиозной розни.
Ленинизм, конечно, не является религиозным течением, тем паче традиционной религией России, но оскорблять тех, для кого Ленин — великий государственный деятель, вождь мирового пролетариата, радетель за народ, совсем ни к чему.
Создатели фильма «Мумия», видимо, исходили из весьма сомнительного тезиса, что Мавзолей на Красной площади и непогребённое тело Ленина мешают возрождению России. Мол, как только Ленина похоронят, а еще и Мавзолей снесут, наступит благословенное время для России. Люди, утверждающие такое, нередко ссылаются на «мнение старцев». Однако настоящие старцы никогда не политизируют духовные проблемы и не говорят о судьбах России, а говорят больше о духовном состоянии вопрошающего.
И, наконец, последнее. А как нужно говорить о Ленине, Сталине, советском прошлом? А вот так, как размышлял диссидент со стажем (не чета Б.Корчевникову и А.Афанасьеву), пострадавший за свой антисоветизм математик, философ, богослов Виктор Николаевич Тростников. Ему принадлежит парадоксальная мысль: «Большевики сохранили в русском народе способность верить!». Вот так! Вот какая заслуга у Ленина и большевиков перед русским народом! Они сохранили способность верить. В идолы конечно, но при сокрушении идолов народ, сохранивший способность верить, пошёл в Церковь.
Что это значит? А это значит, что большевики тоже занимали своё место в действии Промысла Божия в русской истории. Вот на что следовало бы обратить внимание! Вот о чем размышлять! О действии Промысла Божия в истории России в 1917 году.
Но на это денег не дают, это никто не хочет финансировать. Да и скандала тут никак не получится, чтобы поднять шум. Поэтому и снимают фильмы типа «Мумия» и пытаются превратить их в событие всероссийского масштаба…