Славянский холокост
Жорес Алферов
Жива ли наша наука? Как нужно развивать ее? Об этом, а также о своем отношении к нынешним реформам РАН и образования, к ситуации на Украине поведал в четверг в Союзе журналистов Москвы в рамках программы «Открытый диалог» лауреат Нобелевской премии, академик РАН Жорес Иванович АЛФЕРОВ.
О выборе перспективных направлений в науке
«Нужно, чтобы политическое руководство привлекало к решению этих проблем настоящих ученых. Я скажу очень простую вещь: перечислить критические технологии, на первый взгляд, не сложно, — всем вроде очевидно, по каким направлениям развивается мир. Вспомните, как сложно было подниматься стране после войны: нужно было восстанавливать всю европейскую часть, решать атомную проблему. Кинули все силы на создание атомной бомбы, — всем же «было очевидно», что надо развивать это направление, а вот в компьютерных технологиях отстали. Почему так произошло? Почему никто не подумал об этом важном направлении науки? Поэтому еще раз повторяю, — чиновникам надо ориентироваться только на мнение ученых, которые знают лучше, что сегодня требует особого внимания».
О едином учебнике истории
«Единый он будет или нет, — историю надо отстаивать по-настоящему. Кому-нибудь в голову приходило еще 5-10 лет назад, что мы можем получить то, что получили на Украине? До последнего времени я на Украине бывал каждый год. У меня там погиб мой старший брат. Он похоронен в братской могиле, в деревне Хильки Черкасской области. Я помню, как приехал туда в 1969-м году, и местная жительница подошла ко мне и говорит: «А шо ты тут на нашей могиле робишь?». Я сказал, что у меня тут брат лежит… Пришла вся деревня сто с лишним человек, принесли столы, поставили и стали отмечать поминки по моем брату. Потом они меня провожали… С тех пор каждый год я приезжаю в Хильки, и мы садимся с жителями всей деревней за стол. В прошлом году, поскольку я проводил в Киеве заседание Сколковского консультативного научного совета, я их (членов совета — Авт.) привез на Черкащину. Там были и американцы. Они посмотрели на это дело, и мой сопредседатель, нобелевский лауреат, профессор Роджер Корнберг сказал мне: «Жорес! Вы один народ, вас нельзя было делить!» И сегодня я говорю с этими людьми, а они со мной, и там все нормально, хотя говорят там все исключительно на украинской мове. Ну а в других местах… Сегодня мы наблюдаем славянский холокост. Сначала разрушили Югославию — великое славянское государство, потом сразу СССР… Понятно, что без Украины славянский союз теряет очень много, и это сделано. Где это было видано, чтобы украинцы объявляли праздником день бандеровщины?!»
Об образовании
«Могу сказать точно, то, что образование у нас упало, безусловно. ЕГЭ — это совсем не то. Есть проблема с учителями. У меня в моем маленьком университете (Физико-технический институт — Авт.) есть лицей, физико-техническая школа. У нас с 8 класса там дети занимаются. Уклон сильный на информатику, физику, биологию. Они (преподаватели — Авт.) приходят ко мне и говорят: «Жорес Иванович, а давайте с 5 класса начнем учить». Вы же понимаете, мы по-прежнему проводим конкурс, отбирая самых талантливых ребят, 15 человек на место претендуют. Но проблема в том, что просто уровень в ленинградских школах упал. Поэтому и просят брать детей из обычных школ пораньше. Но это же невозможно, в 5 классе это делать рановато. Я понимаю, что в школах нет средств, учителям, чтобы они лучше работали, нужно деньги платить… По этому поводу я всегда вспоминаю слова Владимира Ильича Ленина о том, что наступят когда-нибудь такие времена, что останутся на Земле три профессии: врач, учитель и инженер. Учитель нужен всегда. Каждый из нас помнит всю жизнь своих школьных учителей. Моя учительница первого класса гений была. В 1944 году она получила орден Ленина, я уже был в 8 классе, я послал ей телеграмму».
О высшем образовании
«Начну с западных ведущих институтов, которые сегодня знает весь мир. MIT, «Калтех» (Калифорнийский технологический институт). Но, еще не было ни MIT, ни «Калтеха», а Абрам Федорович Иоффе создал физико-механический факультет в Политехническом институте, в 1919 году! Идея — очень широкое физико-математическое образование с инженерной подготовкой. Инженер-физик должен был понимать прикладные инженерные проблемы и быть широко образован физматшколой. Сегодня надо, чтобы студенты был еще и программистами, и физику знали хорошо, и математику, медицина развивается, и значит нужно закладывать и это. Нужно одновременно соблюдать хороший общий стандарт и пробовать новые вещи».
О финансировании науки
«Сделали научный фонд. Что я туда буду писать ту идею, которая мне пришла в голову, чтобы у меня ее сперли? Я буду смотреть, как мне найти деньги и делать работу без научного фонда. Гранты — это частичная поддержка, в основном молодых ученых. Национальный научный фонд США — это поддержка молодых исследователей, в основном же там — базовое государственное финансирование, которое получают национальные институты. MIT, к примеру, имеет отдельную строку в бюджете. И то, что нас в СССР было основное базовое финансирование науки, этот было хорошо».
МК.RU 16.10.2014