Латинский логос: взгляд со стороны

Александр ДугинАлександр Дугин

Почему две ветви христианства — православие и католицизм — идут разными путями. Найти ответ на этот вопрос старается доктор политических и социологических наук, кандидат философских наук, профессор Александр Дугин в своей авторской передаче "Директива Дугина":

— Здравствуйте, вы смотрите программу "Директива Дугина". После встречи Патриарха Кирилла с Папой Римским в обществе (и особенно в религиозных кругах) стали активно обсуждать Рим и римское католичество. Тема важная и требует обстоятельного экскурса в историю.

Хочу обратить внимание на то, что недавно я выпустил очередную книгу из проекта "Ноомахия. Битвы ума", специально посвященную тому, что я называю Латинским Логосом. Это обзор итальянской истории, философии и религии от Древнего Рима до настоящего времени. Естественно, значительная часть книги посвящена католичеству. Погрузившись в этот вопрос и постоянно имея в виду, что каждая цивилизация и культура имеют свой ключ и не могут быть истолкованы чисто внешним наблюдателем, я попытался взглянуть на Рим глазами не русского человека, а европейца. У православных с католиками давние счеты. Наши вероисповедания лежат в основании двух христианских цивилизаций, которые пошли разными путями еще до формального раскола Церквей. А мы, русские, вообще знаем только Третий Рим, то есть Москву и нашу державу. А старый Рим для нас — в прошлом и даже к католикам большого отношения не имеет.
Но все это следует немного отложить в сторону — иначе, вместо понимания, мы начнем воспроизводить критические штампы. Они совершенно оправданы, но следуя им, на католиков вообще никакого внимания обращать не стоило бы. Но раз уж обратили, то придется разбираться.

Если для нас католики — часть Запада, а Западу мы традиционно не доверяем (и правильно, кстати, делаем), то в контексте самой европейской культуры все несколько иначе. Там Католическая Церковь представляет собой последний религиозный и социальный институт, еще сохраняющий связи с традиционным порядком, предшествующим нигилизму, атеизму и материализму Нового времени. Папы, несмотря ни на какие компромиссы с духом времени (на индульгенции или увлечения специфической моралью Ренессанса), все же всегда жестко вставали на сторону Священного, на сторону традиции в принципиальных вопросах. Они отчаянно противодействовали протестантской реформе, которая покончила со средневековой Европой. Они пошли на все, чтобы сохранить христианские догматы перед лицом агрессивной силы секулярного масонства и либерализма, захвативших ключевые и идеологические позиции в Европе Нового времени. Тридентский Собор стал гимном этого воинственного католического консерватизма. Одним словом, если смотреть на католиков в целом и их роль в европейской истории (а также на католические страны — особенно на итальянские княжества или Испанию с Португалией), то мы увидим достойные примеры войны традиции против современного мира.

Так что если ограничить горизонт лишь Западной Европой и западным миром в целом, то католики не такие уж и плохие. И по сравнению с совсем модернизированными протестантами, у которых от христианской традиции вообще ничего не осталось, они выглядят довольно браво. Конечно, Второй Ватиканский Собор нанес по католицизму непоправимый удар. И компромиссы с современностью были сделаны немыслимые. Отчасти они сделали ряд обратных шагов. Но все меняется, если сравнить их с нами.

Выразительный пример. В XIX веке в России был в статусе посланника Сардинского королевства крупнейший католический философ, консерватор Жозеф де Местр. Он был самым радикальным католиком и правее его в Европе консерватора найти было просто невозможно. Но в России его последователем становится никто иной, как западник и отчасти русофоб, модернист Петр Яковлевич Чаадаев. Настоящими же консерваторами были идейные противники Чаадаева — славянофилы. Поэтому то, что выглядит как самое правое и консервативное в Европе, у нас в России, напротив, кажется чем-то левым и даже вполне современным.

Итак, все дело в том, с чем мы сравниваем Латинский Логос. Если с современной протестантской либеральной буржуазной секулярной и англосаксонской Европой, то католики — герои и оплот традиции. Особенно перед лицом того полнейшего упадка и вырождения, который воцарился в Европе в последнее десятилетие, в период постмодерна. Но по сравнению с Логосом Византийским (православным, греко-славянским), католицизм (и тем более современный католицизм) выглядит чем-то слабым и даже убогим. Отсюда вывод: если католики хотят опереться на более консервативный и духовный Логос восточной Церкви — пожалуйста, мы готовы им помочь. Примем как еретиков третьего чина. Но если это какая-то очередная интрига Запада, а Папа Римский в ней — лишь инструмент, то дальнейшего развития этот диалог с Латинским Логосом не получит. По крайней мере, я на это надеюсь.
Католики, возвращайтесь к корням, ведь Церковь едина, как едино и Царство — русское царство, Третий Рим.

Источник

Александр Дугин
Дугин Александр Гельевич (р. 1962) – видный отечественный философ, писатель, издатель, общественный и политический деятель. Доктор политических наук. Профессор МГУ. Лидер Международного Евразийского движения. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...