О культурном наследии и целостности культуры

Сергей ЧерняховскийСергей Черняховский

I.

Исходя из понимания культуры как сферы производства базовых латентных образцов поведения (то есть в конечном счете производства, проявления и воспроизводства ценностей, норм и их воплощения в материальной и нематериальной практиках общества), государственная политика России в сфере культуры рассматривает культурное наследие страны как совокупность материальных носителей этих образцов, созданных в прошлом и в настоящем, духовных воплощений и самих принимаемых народом ценностных основ, норм и образцов поведения.

Задачей государства и общества является сохранение культурного наследия страны во всех его составляющих: материальном культурном наследии, нематериальном художественно-образном, нормативно-ценностном.

Материальное культурное наследие представляет совокупность материальных объектов, несущих в себе значимое для общества ценностное и образное значение, отражающее его историю, искусство, традиции, обряды и образ жизни вне зависимости от того, с каким периодом истории страны и народа оно связано.

Материальное культурное наследие включает в себя произведения искусства, являющиеся носителями образов и ценностей, результаты производственной и бытовой деятельности, природные объекты, ставшие такими носителями в процессе исторической практики народа.

Данные объекты находятся под защитой государства вне зависимости от того, на какой территории они находятся в данный момент.

Нематериальное культурное наследие страны включает в себя не имеющие непосредственно предметно-материального выражения продукты и формы искусства, обычаи, формы представления и выражения, знания и навыки. А также связанные с ними инструменты, предметы, артефакты и культурные пространства, обладающие ценностным значением для народа России или обладавшие таким значением в тот или иной период его истории.

Нематериальным культурным наследием являются:

– устные традиции и формы выражения, включая язык в качестве носителя нематериального культурного наследия;

– исполнительские искусства;

– обычаи, обряды, празднества;

– знания и обычаи, относящиеся к природе и вселенной;

– знания и навыки, связанные с традиционными ремеслами.

В состав нематериального культурного наследия страны входят произведения искусства, созданные в других странах представителями их культуры, но приобретшие эстетическую и ценностную значимость для российского общества в ходе истории и совпадающие с базовыми ценностными основаниями российского общества.

Нематериальное культурное наследие охраняется государством и обществом, в частности, от искажения в процессе воспроизводства смысла, значения и ценностного содержания, заложенных в него при создании.

Нормативно ценностная составляющая российской культуры включает в себя:

– ее исторически выработанные базовые латентные образцы, ценностные основания и ценностные стержни, названные в преамбуле данного документа;

– утвердившиеся в ходе истории алгоритмы практической и интеллектуальной деятельности;

– деятельностный темперамент народа, основанный на эгалитаризме, просветительской мессианской устремленности, радикализме и последовательности в противостоянии всем формам разрушения, регресса и зла;

– знания, представления и навыки, относящиеся к общественному и политическому устройству.

Задачей государственной политики в области культуры при обеспечении условий для свободного и достойного развития каждого человека является устранение неравенства в доступе к достижениям культуры.

Это включает в себя:

– обеспечение полноценной культурной среды в период формирования ребенка, воссоздание качественного детского игрового и мультипликационного кинематографа, системы детских театров и литературы, ориентированных на сюжеты и смысловое содержание, несущее в себе ценностные основания российской культуры и связанное с позитивным восприятием отечественной истории;

– создание аналогичных детских сайтов в Интернете, интернет-игр, образовательных и художественных телеканалов;

– культурное наполнение работы общих детских учреждений, ясель, детских садов и школ, включающее в себя посещение театров, музеев, активное семейное участие в культурно-просветительском туризме;

– повышение доли культурно-гуманитарных предметов в школьной программе, развитие сети детских и подростковых учебных заведений начального образования в области культуры (музыкальных, танцевальных, художественных, исторических школ, детских и подростковых самодеятельных театров);

– создание нового типа начальных и общих школ (общеобразовательных школ Военно-исторического, Исторического и Географического обществ, детских, подростковых и юношеских отделений этих обществ), детских культурных и историко-культурных клубов и библиотек.

Сохранение правильного русского языка является одним из основных условий обеспечения благоприятной для человека информационной и культурной среды. Однако язык может быть использован и для формирования латентных образцов, направленных на познание и созидание, восхождение человека к его роли творца и носителя значимых для страны ценностей, и реализацию его творческого потенциала, и для утверждения обратного – образов самозначимости потребления, приоритета биологического над социальным и реализации своего личностного начала в разрушении.

Отсюда встает вопрос, какие культурные и поведенческие образцы, утверждающиеся в культурной среде, должны поддерживаться государством: развивающие в человеке его человеческое – либо его физиологически-инстинктивное начало.

Задача государства – поддерживать те образцы и образы, которые будут возвышать и развивать человека, усиливать страну и обеспечивать его гордость за свою историю, укреплять его гражданскую активную позицию, поддерживать его историко-государственную самоидентификацию, его ответственность за страну и ее суверенитет.

И осуществлять это во всех элементах информационной и культурной среды – от архивов, музеев, библиотек до туризма, телевидения и Интернета.

II.

Культура страны в любом случае в большей степени меряется культурой провинции, нежели культурой столиц. Если высока культура провинции – высока культура страны.
Сегодня становится очевидным, что в тех регионах, где оказывается существенная поддержка культуре, ниже уровень и алкоголизма, и преступности.
Перед государством сегодня стоит задача изменить представления местных властей в этой сфере, добиться, чтобы региональные и местные органы власти отошли от покровительственно-пренебрежительного отношения к культуре на подведомственных им территориях.
Большая часть наших национальных гениев вышла как раз из провинции: Тютчев и Толстые, Есенин и Блок, Маяковский и Некрасов, Чехов и Паустовский.
Интеллигенция провинциальных городов – это базовая основа и национального духа, и национальной самоидентификации, и самой национальной культуры.
И здесь есть два уровня задач. Во-первых, добиться приближения регионов к столичным культурным потенциалам, в частности, через выставки, гастроли, фестивали. Во-вторых, поднять материальное и статусное положение местных учреждений культуры и людей, которые являются местными хранителями культуры.
Есть несколько причин, которые определяют необходимость и приоритетность этой задачи.
Во-первых, это вопрос социальной справедливости: богатства культурных столиц сегодня доступны лишь в лучшем случае десяти процентам населения страны. Хотя принадлежат они всем и право на доступ к ним имеют все граждане.
Во-вторых, там, где больше внимания и средств уделяется культуре, спокойнее и благоприятнее социальная и правовая обстановка. Еще раз необходимо подчеркнуть: культура – это сфера запретов, сфера производства поведенческих образцов, сфера формирования навыков саморегуляции и привычки к ней.
В-третьих, ненормальна ситуация, когда граждане страны приходят к мысли, что достойная жизнь существует только в столицах. Тогда с одной стороны, люди активного темперамента мигрируют из своих регионов, лишая их энергии и возможности развития. С другой – они далеко не всегда находят место для реализации своих возможностей там, куда стремятся, и образуют определенный потенциал недовольства и одновременно миграционного давления на жителей крупных городов, в которые они мигрируют. С третьей стороны, останавливается и тормозится развитие самих регионов.
В-четвертых, современный мир – это мир утверждения того, что принято называть массовой культурой: упрощенной и во многом примитивизированной культурой общества потребления.
Эта культура, с одной стороны, ниже по своим образцам и утверждаемым идеалам подлинных образцов культуры тех стран, откуда она распространяется. С другой стороны, она не соответствует образцам и нормам отечественной культуры. То есть она в целом разрушает ценностный мир современной цивилизации, в том числе разрушает и классические европейские ценности, и национальную самоидентификацию России. Она прививает образцы поведения не европейского классического типа, а социальных люмпенизированных групп, так и не поднявшихся до овладения этими образцами.
Сам по себе это объективный процесс: сравнительно быстрое знакомство огромных масс с достижениями культуры приводит к снижению ее общего уровня. Без осознанной государственной поддержки массы не успевают освоить и осмыслить ее содержание, и тогда из всего Боккаччо остаются лишь скабрезные сцены, из всего Рубенса – эротические сюжеты, из всего Вольтера – лишь сарказм.
Отграничиться от этого в современном мире невозможно. Противостоять – трудно. Тем более в том сложном положении, в котором в последнюю четверть века оказалась Россия. Но массовой культуре общества потребления можно противостоять – помогая всей государственной силой распространению и освоению населением страны, в первую очередь проживающем сегодня в провинции, всего потенциала отечественной национальной культуры – и собственно русской культуры, и культуры всех народов, населявших территорию СССР.
Российское государство вступает в свою «культурную борьбу» и, ведя ее, защищает не только нашу национальную самоидентификацию и культурный суверенитет страны – но и остатки собственно европейской культуры, носителем и хранителем которой сегодня остается Россия.
Открывая при содействии государства осмысленный доступ к достоянию национальной культуры регионам страны, мы создаем тот культурный оплот, который сможет сохранить и подлинную европейскую культуру.

Сергей Черняховский
Черняховский Сергей Феликсович (р. 1956) – российский политический философ, политолог, публицист. Действительный член Академии политической науки, доктор политических наук, профессор MГУ. Советник президента Международного независимого эколого-политологического университета (МНЭПУ). Член Общественного Совета Министерства культуры РФ. Постоянный член Изборского клуба. Подробнее...