Стратегическая триада просвещения
Сергей Черняховский
Для достижения поставленных целей сохранения культурного достояния и воссоздания полноценной культурной среды, интенсивного воспроизводства и распространения базовых латентных образцов государство должно обладать мощным скоординировано действующим просветительским инструментом. При естественной важности для культуры всех ее видов и форм воплощения, в совокупности обеспечивающих выполнение ее функций, особую роль приобретает наиболее насыщенная потенциалом активного просвещения триада: театры и кинематограф – музеи и выставки – библиотеки и клубы. Каждая составляющая этой триады выполняет особую роль.
Их выделение не означает игнорирования современных форм распространения информации и культурных образцов – телевидения и Интернета. Речь идет о том, что последние, являясь новыми техническими формами, по исполняемым ролям воспроизводят роли названных выше элементов триады, в значительной степени распространяя их же продукты.
Все три указанных звена в своем скоординированном действии способны выполнять единую просветительскую роль и связаны эффектом общего присутствия при освоении культуры. Они обладают способностью создания «храмового эффекта» сочувствования и сопереживания собравшихся вместе людей.
Первое звено выполняет функцию хранения и передачи образцов и норм тем, которые глубоко в них заинтересованы: библиотека – литературные образцы и нормы, допускающие углубленное рационально-образное осмысление, клуб – общие увлечения, правила поведения и обмен сопереживанием.
Второе звено обеспечивает присутственное осмысление в непосредственном восприятии изобразительных образов: музей – предполагающее преимущественно углубленное осмысление, выставка – в больше степени ознакомительное, хотя и не только.
Третье звено соединяет зрелищно-образное и рационально-образное восприятия и осмысления: кинематограф – при относительно менее активной роли зрителя как наблюдателя, театр – при его большей ориентации на сознательный поиск сложных лично передаваемых психологических нюансов зрителя как соучастника.
В комбинированном действии, погружая человека в сознательно избираемое состояние осмысления, они вместе способны противостоять стремительно проходящей сквозь человека информации и образам телевидения и Интернета в том случае, если действуют совместно.
Для обеспечения этого комбинированного действия государство должно решить следующие задачи:
– создать доступный, популярный и качественный кинематограф, восстановив ту его роль в обществе, которую мы имели до национальной катастрофы конца 80-х годов и раздела СССР, – обеспечивавшего популяризацию образов и сюжетов других звеньев этой триады;
– сохранить и поддержать репертуарный театр, в отличие от театра антрепризы предполагающий сохранение и развитие различных школ театрального мастерства и углубленное осмысление и сопереживание зрителя;
– обеспечить сохранение музейных фондов и активное представление накопленных в них произведений жителям разных регионов через интенсивную практику выездных выставок;
– возродить роль библиотек как сакрализованных мест общения с книгой и углубленного осмысления произведений, придав им характер объединяющих в живом общении людей клубов тех, которые способны к рационально-образному осмыслению и сопереживанию;
– возродить классическую роль клубов по интересам как мест непосредственного общения и живых коммуникационных площадок, восстанавливающих способность человека к самоорганизации и социальному действию.
Учитывая, что в условиях информационного общества повышенная скорость изменений потоков информации неизбежно вызывает шок, угрожающий государству и культуре как институциональным системам, нужно иметь в виду, что обратной реакцией общества неизбежно будет становиться запрос на упорядоченность и постоянство, противостоящие хаотизации. И более успешной окажутся те политические и культурные системы, которые смогут конструктивно удовлетворить этот запрос.
Особую роль при этом играет и изменение отношения к таким сферам, подчас выводимым за рамки ведения культуры, как архивы и туризм.
В первом случае стоит вопрос об изменении отношения к ним: перестать воспринимать их как хранилища делопроизводственной документации и начать видеть в них собрания памятников культуры.
Скорректировать взгляд следует и во втором случае: туризм должен рассматриваться не как сфера оказания развлекательных бизнес-услуг, а как способ культурно-исторического просвещения, направленного на углубление историко-культурной и государственно-политической самоидентификации.
Без современного искусства в каждую эпоху не появится великого наследия для эпохи будущей.
Однако современное искусство – это всё искусство современников. Новые формы чаще всего оказываются оправданными тогда, когда мастер умеет талантливо творить в старых – но имеет нечто, для чего старых оказывается недостаточно. И часто новыми формами объявляют свои произведения те, которые просто не умеет пользоваться старыми.
Есть современные образцы искусства, которые понимают (или, как минимум, воспринимают) большинство людей. Есть современные образцы, которые признаются лишь немногими, называющими себя представителями творческой элиты.
Время покажет, какие именно виды и жанры современности окажутся полем реализации большего числа гениев.
Но чтобы они появлялись – нужно поддерживать современное искусство. Все его виды и жанры, без провозглашения монополии тех или иных групп на исключительное представление современности. С учетом, конечно, того, что реалистические и классические направления уже продемонстрировали свои достоинства и достижения. Альтернативным же это еще предстоит сделать.
Искусство – это не процесс самоутверждения в изысках необычного. Искусство – это создание образов, значимых для больших групп людей. И оно становится искусством там и тогда, где и когда созданные им образцы начинают восприниматься обществом.
Новая политика 19.05.2016