Знаковым событием прошедших в Москве Рождественских чтений стал круглый стол «Русская Мечта и православная культура» в Историческом парке «Россия — моя история» на ВДНХ. Его сопредседателями были глава Патриаршего совета по культуре, постоянный член Изборского клуба митрополит Псковский и Порховский Тихон и писатель, лидер Общероссийского общественного движения «Русская мечта», председатель Изборского клуба Александр Проханов. Напряжённый поиск русских смыслов и русского действия, давно ведущийся на площадке Изборского клуба, обрёл в этом формате новое общественное измерение.
«Породнить русскую мечту и православную культуру», — так определил задачу круглого стола поэт, публицист, кандидат филологических наук, постоянный член Изборского клуба, секретарь Союза писателей России Михаил Кильдяшов. И надо признать, это в целом удалось, поскольку два этих начала абсолютно органичны по отношению друг к другу.
Владыка Тихон, открывая круглый стол, сказал: «Русская Мечта — это столетия несбывшихся в материальном мире грёз, желаний нашего народа: начиная от града-Китежа до социалистической идеи. Стремления к ним останутся с нами навсегда. Но мечта — это мечта. Главная же цель и единственная реальность нашей жизни, к которой кто-то уже пришёл, а кто-то ещё придёт — это Христос и Его Церковь. Ни одну больше духовную цель наши предки не реализовывали с такой силой, убеждённостью, с мученичеством. Христос — вот Кто нас реально объединяет и в этой жизни, и в будущей. Никто больше не заполнит душу кроме Бога, в Троице славимого. Это наша цель, жизнь и путь. При этом взыскание идеала земного помимо идеала главного не перестаёт жить в душе русского человека. Оно чрезвычайно важно, потому что определяет жизнь. Но есть то, что бесконечно шире этого. «Взыщите Бога, и жива будет душа ваша», — привёл митрополит Тихон слова псалмопевца Давида. «Если этого нет, то никакие наши земные взыскания не дадут жизнь. Все они упадут в материальный, временный, а в конце концов, ужасный тлен. Стремление к Богу — это и есть главная русская мечта. Я очень благодарен Александру Андреевичу, что мы начали этот путь в Псково-Печерском монастыре прошлым летом. При всей дискуссионности, главное помнить о взыскании Бога, не переставая бить в этот колокол. И у меня нет сомнений, что это не только колокол, но ещё и камертон, который определит жизнеспособность мечты».
Обнявшись с Александром Прохановым, владыка Тихон благословил беседу о русской мечте за круглым столом.
Взяв слово, Александр Андреевич напомнил о зарождении движения «Русская мечта» в прошлом году под звон Псково-Печерских колоколов и рычание натовских танков в трёх километрах оттуда; о первом шествии по городам России, закончившемся под торжественный звон колокола Херсонеса в Севастополе, где было провозглашено движение «Русская мечта».
Разъясняя суть движения, Александр Андреевич определил его как пробуждающее русский народ от безверия, уныния, отчаяния, фокусировки на одном материальном. И одновременно собирающего его вокруг созидательных конкретных дел и начинаний, воскресительных идей, которые соотечественники продолжают творить в разных уголках нашей державы.
«И есть нечто, что соединяет эти отдельные мечты в одну большую Русскую Мечту, чаяния нашего народа, которые тесно связаны с национальной идеей. В чём она? На это в разное время давалось множество ответов, иногда серьёзных, иногда смехотворных, например, как слова Волошина в первые годы ельцинского правления, что национальная идея России — это футбол.
Эту идею не сформулируешь за круглыми столами, с университетских кафедр. Но её можно услышать, приложив ухо к русской истории».
Проханов напомнил, что в русских сказках самым умным оказывается Иван-дурак — то есть, по сути, простой русский человек. «Именно ему удавалось в ночь строить города, давалась в руки Жар-Птица. Русские сказители всегда мечтали о таком справедливом царстве, где народу будет отдаваться первое место. А ещё о преодолении главного зла — смерти — через живую воду, молодильные яблоки, воскрешения через поцелуй. Это некое идеальное бытие, правильное государство, где живут праведные люди.
Об этом же под именем Царствия Небесного, где царит благодать, где никто никого не поедает, мечтали все наши православные мистики и провидцы. И патриарх Никон, строивший Новый Иерусалим под Москвой для Второго пришествия Христа, и псковский старец Филофей. А о чём мечтала великая русская литература, начиная со «Слова о полку Игореве»? В сердцевине своей об одном и том же: об изгнании тьмы в человеке и в обществе. А были ещё мечты великих наших «космистов»: Вернадского, Чижевского, Циолковского, Николая Фёдорова — о просветлении человека.
Большевики тоже мечтали о том, чтобы спустить Царствие Небесное на землю, создать идеальное бытие и идеального человека. Конечно, эта попытка сопровождалась хрустом костей и большими избиениями, но всё это вместе говорит, что русский человек несёт в себе мечту об идеальном бытии, о Царствии Небесном. И любое общество свидетельствует о том, приближаемся ли мы к этому Царствию, или удаляемся от него. Это главный критерий. Каждый народ живёт своей мечтой. Если у него нет мечты — он исчезает».
Александр Проханов перечислил основные мечты нынешнего человечества: англосаксонская, американская мечта — град на холме, повелевающий всем народам внизу. Вторая мечта — китайская: с каждым новым съездом партии китайцы всё конкретнее её обозначают. Русская же мечта — это храм на холме. «Холм — вся история России с её взлётами и падениями, озарениями и драмами. Но на вершине — храм, который упирается крестами в фаворскую синеву. И этот фаворский свет стекает по крестам, стенам храма в наши земные дела». Проханов отметил, что русская и американская мечты несовместимы, что Запад испокон века стремится уничтожить русскую мечту, снять её с мировой повестки. «Потому что наша мечта — это не вельможное доминирование и подавление, а поддержание слабого, помощь тому, что не успело дорасти, создание гармонии, вселенского свечения».
Писатель подчеркнул, что движение «Русская мечта» ставит своей целью объединить русских мечтателей, дать им понять, что их проекты — большие или маленькие, «локальные», — важны для всего народа в целом и для страны в частности, «укладываются в стремление к великому, цветущему, благодатному государству и обществу. «Объединение таких людей усиливает их «стояние», даёт им понимание, что они не одиноки, что это целый русский пласт, в котором не угасли вера, сила, творчество, красота. И мы создаём вот это «поле» русского творчества. Соединение этого потока с великим потоком православия чрезвычайно важно, потому что это не параллельные, расходящиеся потоки, а выражение одних и тех же ценностей в разных словах и формах», — уверен основатель «Русской мечты».
Доктор философских наук, заместитель председателя Изборского клуба Виталий Аверьянов в своём докладе «Мечта как вертикальная ориентация в творчестве и созидании культуры» рассказал, как в недрах Изборского клуба давно вызрела «теория мечты». Среди категорий мечты разных уровней Виталий Владимирович предложил категорию «Своё высшее» — то есть представление о том, каким должны стать цивилизация, культура, социум, ты сам как саморазвивающиеся системы. В них, согласно теории систем, есть свой «внутренний наблюдатель» и аттрактор — точки притяжения. Они не только имеют причину, но и сами порождают её. Об этом говорит и Церковь в учении о человеке как «образе и подобии Божием»: этот образ не статичен, человек должен постоянно воспроизводить его в себе, борясь с самим собой.
Аверьянов поднял важную тему: в православной среде понятие «мечта» имеет чаще всего отрицательную коннотацию. «У Святых отцов мы часто встречаем определение мечтательности как прелести бесовской». Докладчик считает, что здесь необходим лингвистический анализ. Согласно ему, значение нескольких греческих слов, переводящихся на русский одним словом «мечта», сильно отличается от русского смыслового наполнения. Наша «мечта» — это вовсе не «грёза» и «сон», как в греческом языке, перенявшем это смысловое ядро из языческой античности. «Русский народ в своей конституциональной основе глубоко мечтателен, и это не противоречит христианству. Наш великий полководец Александр Суворов, будучи православным и очень набожным человеком, говорил: «Я живу в постоянной мечте».
Учёный и публицист подчеркнул, что в русском народе слово «мечта» никогда не воспринималось отрицательно. Она объединяла людей через причастность к какому-то большому общему Делу. Главным в движении «Русская мечта» он назвал культивирование мощного творческого стержня во всех проектах, что в итоге будет тянуть молодёжь как к аттрактору — к привлекательному образу русского будущего, к участию в его созидании. И по факту будет снижать воздействие на молодых людей «антимечты» — одурманивания, виртуализации сознания с помощью химических и электронных средств. «У нас непочатый край работы по сопряжению идеологии русской мечты и православной культуры»,— закончил Аверьянов своё выступление.
Первый заместитель председателя Изборского клуба Олег Розанов, в свою очередь, остановился на глубокой почвенной практичности, рациональности русской мечты, что не противоречит её «сказочности». «Русская Мечта — это строгий план-чертёж, это чёткая и прагматичная проекция нашей возвышенной коллективной мечты на грешную и святую русскую землю», — постулировал он.
Докладчик напомнил о простых и суровых мечтах среднего «русского мужика»: выплате трёх кредитов, чтобы свести концы с концами и накормить свою семью. «И мы с вами обязаны наши возвышенные мечты приземлять до понятного обычному русскому человеку уровня». В земной плоскости Розанов предложил «храм на холме» Проханова изложить в тройственной формуле: «Общее Дело, традиционная семья, дети». «Крепкая многодетная семья, живущая на своей земле, имеющая постоянный заработок и рядом — православный храм. Это и есть образ будущего, привлекательный для большинства русских людей». Олег Васильевич отметил, что одной из диверсий против этой русской мечты стало строительство многоэтажных домов с квартирами-сотами. В этих ячейках была потеряна семейная роль мужчины, именно это стало причиной растущего числа разводов. «Проект «Россия одноэтажная» — то, к чему мы должны стремиться, размеры нашей страны и существующие технологии позволяют это сделать«, — сказал Розанов. «Сильное, соборное и справедливое государство — это возможность играть всем вместе на струнах мировой истории, творить, оборонять страну. При этом мать-Церковь — наш культурный код«, — подытожил докладчик.
Михаил Кильдяшов напомнил, что первой прямой речью в Библии стали слова Бога: «Да будет свет». И призвал сделать эти слова «мерилом для помышлений, деяний и всех других — уже человеческих — словес». Поэт подчеркнул ответственность всех словотворцев перед Господом, который ещё в Раю дал человеку этот божественный дар. Он напомнил про недавние «болтливые времена», в которых, по Гумилёву, «дурно пахли мёртвые слова», а площадок для разговоров было больше, чем поводов к ним. «Минувший год стал годом великого молчания — не в том смысле, что мы отмалчивались, а в том, что сосредотачивались как монахи, — сказал Михаил. — Сегодня мы заговорили и, наконец, стали слышны подлинные слова. Слово «мечта» — одно из таких слов. И оно не равно слову «мечтательность», а означает «деяние». Эпоха русской мечты — это время возвращения истинного значения слов и припоминания великих смыслов», — подвёл он образный итог.
Много смыслов содержал доклад члена Комиссии по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и молодёжи Совета при Президенте России по межнациональным отношениям Алексея Вайца, рассмотревшего понятие «мечта» через призму социальных технологий. «У нас всё общество ныне, включая Администрацию Президента, занято поиском образа будущего. Но этот образ — не шикарно вышитый коврик, прибитый золотыми гвоздиками к стенке, это постоянно меняющийся социо-динамический граф».
В этом контексте докладчик предложил как следует освоить самоорганизацию, когда социальная группа предстаёт как соборная, то есть «собранная», личность. Согласно Вайцу, люди собираются на почве своей общей «боли» и идут от неё к предвосхищению грядущего, обретая на этом пути своё предназначение и организацию, с ценностями и правилами. «Если в этих ценностях нет Христа, то такая идеалистическая группа переворачивается как «чёрный аист». Особенно, когда получает со стороны «инвазию исключительности» — «мы лучше всех остальных». Русская же мечта неизменно опирается на жертвенность».
Алексей Евгеньевич назвал три базовых идеала русского самосознания, подтверждённые социологическим исследованием: Правда, Красота, Сострадание. И все эти три понятия имеют в своей основе православное миросозерцание. Россия, по словам Вайца, сегодня должна возродить человека долга, человека, служащего своему народу и государству в противовес «сотруднику корпорации». «Главной проблемой, стоящей перед русским народом, является демография. Чтобы сохранить сам тип русского человека, необходима самоорганизация всех групп как клеток единого организма. Настала пора товариществ, коллективов, братств. Настала пора взять управление информационной атмосферой в свои руки», — заявил он.
Вообще, состоявшаяся на ВДНХ встреча соединила в себе множество самых разнообразных подходов к общей теме, взглядов и граней общего дела. При этом не возникло ни одного острого противоречия, бесплодного спора, которыми ещё недавно, увы, отличались наши патриотические собрания к вящей радости врагов России. Каждый докладчик плодотворно дополнял другого.
Так, почётный президент Общества развития русских национальных видов спорта и этнической культуры «Богатырская Русь», путешественник и православный меценат Сергей Забурниягин поведал об уникальном пешем крестном ходе «Великий русский северный путь» почти в 2000 километров, который прошла год назад его группа от Москвы до Соловков. Сергей Викторович рассказал о множестве встреченных в дороге подвижников русской «глубинки», которые зримо доказывают, что Русь не умерла. Он связал эти и другие впечатления с доктриной «Россия — ковчег спасения человечества», подчеркнув, что для её реализации сегодня остро требуется изменение сознания многих соотечественников.
Председатель «Русского собрания», главный редактор информационно-аналитической службы «Русская народная линия» Анатолий Степанов напомнил, что от русской мечты неотделима русская национальная идея, которая была сформулирована давно и зиждется на двух идеологемах: «Православие, Самодержавие, Народность» и «Москва — Третий Рим». Он убеждён, что при архаичности звучания, особенно для светского человека, не погружённого в православную историософию, эти доктрины как нельзя более актуальны сегодня и нуждаются лишь в современной интерпретации и развитии.
Участвовавший в круглом столе постоянный представитель республики Крым при Президенте России Георгий Мурадов сказал о наболевшем: «Нам не хватает решимости и лучшего психологического понимания Запада. Если на их вызов даётся мягкий ответ, будут новые вызовы. Тем более, ответ в понимании западного сообщества должен быть сразу же сокрушительным, чтобы не было нового вызова. Иначе мы будем постоянно сталкиваться с новыми вызовами».
В свою очередь сопредседатель Изборского клуба Новороссии, кандидат технических наук Фёдор Папаяни из Донецка предметно перечислил свидетельства того, что в идеологической составляющей русской мечты, как и в противодействии «антимечте», дела в ДНР обстоят гораздо лучше, чем в остальной России. Что отражено в официально принятой доктрине «Русский Донбасс». Фёдор Алексеевич призвал Кремль взять в этом смысле пример с Донецка. А также предложил создать «мозговой центр» формирования единой русской идеологии. При этом он напомнил интересный исторический факт: в Византийской империи в кризисные времена на должности высоких госчиновников назначали монахов. «И этот опыт отнюдь не устарел«, — добавил он.
Тема войны с коллективным Западом, грохочущей на Украине, так или иначе всплывала в разных докладах круглого стола — от этого сегодня невозможно уйти. Татьяна Малицкая — член Высшего совета организации «Сильная Россия» — поделилась своим впечатлением от регулярного общения с воинами, сражающимися сегодня в СВО. О том, насколько нашим бойцам важна не только материальная народная помощь, но и такие вещи, как освящённое знамя с образом Святого Благоверного князя Дмитрия Донского, переданное недавно на фронт. Насколько им важно знать, что в тылу за них соборно молятся, что за их спиной — соборное единство и поддержка всего народа.
На встрече прозвучал ряд других значимых докладов. Доктор философских наук, член Изборского клуба Владимир Большаков порассуждал о том, какая Россия угодна Богу. А социолог и философ, «изборец» Юрий Баранов обозначил тему православного персонализма. Воевода Тульской богатырской заставы Андрей Губарь ратовал за включение в идеологию русской мечты традиций богатырства. Председатель творческого Совета «Легенды и сказы народов России» Союза писателей России Юрий Белоусов поделился опытом работы культурно-исторического проекта «Сердце Мещёры» и всероссийского проекта «Скоморохи, певцы и сказители Русской мечты». В качестве примера был показан музыкальный анимированный фильм «Легенда о Коловрате».
Закончился круглый стол соборной молитвой.
Мы уже привыкли к разным круглым столам, семинарам, симпозиумам, на которых царит бесконечное и бессмысленное «толковище» — переливание из пустого в порожнее тысячу раз уже озвученных идей и рецептов. Но нынешний сбор отнюдь не «унифицированных» единомышленников представлял собой нечто другое — зарождение долгожданной общественно-церковной идеологической синергии. Другими словами — соборности русских людей не только говорящих, но и делающих.
Андрей Самохин
1:07 митрополит Тихон (Шевкунов),
9:26 писатель, главный редактор газеты «Завтра» Александр Проханов,
29:36 философ Виталий Аверьянов
44:11 общественный и религиозный деятель Олег Розанов,
54:31 поэт, литературный критик Михаил Кильдяшов.