Анастасия Прокаева: Ценности — фундамент образования

Сначала в оппозиционной либеральной среде, а потом и в более широкой интернет-аудитории стали общим местом насмешки над словами нашего Президента о «духовных скрепах». Полностью цитата Владимира Владимировича из послания Федеральному Собранию в декабре 2012 года звучала так: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных скреп: милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все времена исторические делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились». Конечно, в нигилистической по своей природе оппозиционной среде, отрицающей патриотизм, сакральные ценности, авторитет любой власти, иерархию и традиционные институты общества, борьба против всего, что они обобщенно назвали «скрепами», всегда была в тренде.

А между тем, слова Владимира Владимировича безукоризненно точны с социологической и психологической точки зрения. Смысл их, если развернуть приведенную выше цитату, заключается в следующем. В основании любого общества лежат не материальные богатства, деньги из стабилизационного фонда, проценты ежегодного прироста ВВП или экспорт углеводородов. Любое целостное и самодостаточное общество, любая политическая нация объединяется вокруг базовых ценностных ориентиров, вокруг которых это общество строилось и возрастало всю свою историю. Председатель Изборского клуба Александр Андреевич Проханов называет эти ориентиры мечтой. У французов – своя историческая мечта, замешанная на революционных и республиканских ценностях свободы, равенства и братства, у китайцев – своя, взывающая к восстановлению справедливости и величию многотысячелетней поднебесной империи, в России – своя русская мечта, объединяющая все живущие с нами народы в сильное и независимое государство. Общество как одухотворенный ценностными идеалами организм возникает, живет и структурируется вокруг тех самых духовных скреп, которые априори не могут быть индивидуальными, для каждого своими. В 90-х, понятно, коммунистическая мечта иссякла, закончилась, потеряла свою силу, в результате чего возник тот самый «дефицит духовных скреп». Вдруг оказалось, что общество не может держаться только на страхе наказания (как в «Левиафане» Томаса Гоббса), юридически фиксированном общественном договоре – Конституции и на личной материальной выгоде. Этого критически недостаточно для развития государства.

У каждого народа свой этический фундамент. Так, американские ценности индивидуальной свободы сформировались на равнинах Запада. Изолированность, независимость и необходимость полагаться только на себя стали восприниматься как национальные черты характера и, несмотря на изрядный налет романтики, продолжают оказывать влияние и сегодня. В России суровая природа заставила людей сплотиться в большие общины, помогавшие им выжить. Поэтому у нас привился иной культурный опыт, основанный на ценностях взаимной зависимости и равенства.

Духовные скрепы – это и есть ценности, наши мечты и наша вера. Именно на такой парадигмальный подход настроена ценностно ориентированная психология, ценностно ориентированная социология и в конечном счете – педагогика. Это – основа патриотического воспитания, когда государство предлагает молодому поколению не только первичные научные знания и методы, но ценностное измерение знаний об истории Отечества, литературе, искусстве, и делает это не только в стенах школы, но и с помощью кинематографа, телевидения и СМИ. Подробнее о самих технологиях мы говорили в статье «Патриотическое воспитание – воспроизводство патриотов Отечества». В отечественной педагогике существует целая школа, ориентированная на ценностное (аксиологическое) измерение образования. Так, доказана значимость аксиологии для теории и практики педагогических исследований (Н.Д. Никандров, З.И. Равкин, М.В. Богуславский), выявлено влияние усвоенных ценностей на личностные качества ребенка и его поведение (И.Я. Скворцова, О.Н. Прокопец). До этого еще философ Иван Ильин обращал внимание на то, что «образование без воспитания есть дело ложное и опасное. Оно создает чаще всего людей полуобразованных, самомнительных и заносчивых, тщеславных спорщиков, напористых и беззастенчивых карьеристов; оно вооружает противодуховные силы; оно развязывает и поощряет в человеке «волка»». К ценностно-ориентированной педагогике переходят и на Западе, но с той лишь поправкой, что ориентируют воспитанников на свои – британские, американские и французские – современные ценности (права человека, мультикультурализм, однополые браки, и т.д.).

Также и за пределами России Самуэль Хантингтон, сам американец, пришел к выводу, что западные ценности имеют далеко не универсальный статус во всем остальном мире. А другой американец, Джозеф Гасфилд, заинтересовавшись проблемой «японского чуда», показал, что опора на устоявшиеся, традиционные ценности цементирует страну, придает ей силы и отнюдь не мешает использовать новые достижения, которые напрямую с ценностями совсем не связаны. Так же и в России ценностное измерение происходящих в стране процессов имеет первостепенное значение, а на его фундамент уже накладываются экономический рост, влияние в мировом сообществе и укрепление суверенитета.

Ценностно-ориентированная педагогика, по большому счету, решает одну из основных проблем современной России – проблему «утечки мозгов», а вслед за этим, и технологий, и капиталов за рубеж. Конечной целью такого образования является высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях народов России.

XXI век вообще и бедствия пандемии COVID-19 в частности, похоже, готовят нас к новой реальности, когда все больше будут обрываться международные производственно-потребительские цепочки, вводиться ограничения на перемещение и делаться ставка на протекционизм. Вслед за этим – на патриотизм и наведение порядка в своей стране. Для этого нужна целостная и поддержанная государством концепция патриотического воспитания, которая не будет в то же время формальной и навязчивой в реализации. Далее должна быть пересмотрена государственная стратегия культуры и СМИ. В конце концов, политикам и чиновникам от образования нужно научиться говорить о гражданском, духовном и нравственном воспитании без ложного стеснения – как о фундаменте российской государственности.

Страна должна воспроизводить не безликих квалифицированных потребителей – топливо глобальных экономических процессов, а патриотических и уверенных в общих целях граждан России – наследников великой истории и культуры. Не успеем оглянуться – за новым поколением подтянется и культура, и образование, и экономика, и финансы.

Анастасия Прокаева
Прокаева Анастасия Сергеевна (р. 1985) — основатель и руководитель сети частных детских садов «Гости из будущего», постоянный участник Дальневосточной Ассоциации Дошкольного Образования (ДВАДО). Эксперт Дальневосточного отделения Изборского клуба.
comments powered by HyperComments